ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Илья ТЮРИН (1980 — 1999)


Об авторе. Фонд памяти Ильи Тюрина. Содержание раздела

КТО НАЗНАЧАЕТ «ЗВЕЗДУ»?
(Поп-музыка последнего десятилетия. Запись беседы)

 

Государство в советскую эпоху не могло ставить себе целью заработать деньги на приходе людей в концертные залы. Весь кругооборот денег и так находился в руках государства. Частных денежных средств по большому счету не было. Давались дозированные зарплаты, представляющие собой примерно одну пятую от нормы — из этих денег человек мог позволить себе какие-то небольшие удовольствия. Поэтому несерьезно говорить о том, что целью шоу-бизнеса, если таковой и существовал в СССР, было зарабатывание денег — ставились иные, а именно: идеологические задачи.

Почему сейчас чаще всего раскручиваются не таланты?

Потому что талант требует очень много издержек, которые не входят в концепцию, к примеру, Бари Алибасова. С талантом очень трудно жить: он может в один прекрасный день уйти от Бари Алибасова и сказать, что у него другие планы, что у него новые появились творческие потенции... Человек бездарный, как правило, более зависим по многим параметрам. Это, что касается отношений между эксплуататором и эксплуатируемым лицом — то бишь исполнителем. Что главное при раскрутке? Нужен какой-то стандарт. Ищутся специальные люди, которые подходят под него — и совершенно не обязательно и даже наоборот — чтобы этот человек подходил под стандарт и в то же время имел талант. Это статистически мало вероятно, да и не нужно. Почему это не нужно? Потому что талант вообще не входит в сетку шоу-бизнеса: там нет такого понятия. И к шоу-бизнесу не надо применять таких категорий как талант, мастерство — это из другой оперы. шоу-бизнес — это такой механизм, который направлен на одно — он безусловно не направлен на идеологическое воздействие, он безусловно не выполняет никакой иной цели кроме банального выбивания денег из потребителя. В связи с этим существует комплекс требований, которые предъявляются к исполнителю.

Что требуется от исполнителя, чтобы его вдруг «назначили» на звезду?

Наиболее вероятна такая схема, что вообще не идет подбор под какие-то характеристики. Все получается более или менее случайно. Но есть то, чем не должен обладать претендент — он не должен быть человеком, на которого бы обращалось негативное внимание. Это должен быть такой человек, которого из толпы не выделишь. Такой человек выделяется из толпы и противопоставляется ей, но уже после того. Как в него вложены определенные «бабки». Но самое главное — чтобы он изначально был своим: только с этого трамплина он может прыгнуть из толпы.

Можно ли как пример назвать, скажем, таким человеком из толпы Наташу Королеву?

Дело все состоит в том — и это самый шокирующий вывод для ретроградов — что в принципе вообще абсолютно любой человек может быть раскручен в качестве «звезды». Дядя Вася с лесопилки может завтра поехать в мировое турне в качестве «звезды». Потому что не важно, кто будет этот человек. Здесь чисто экономический расчет: важно вложить в него столько денег, столько сил, чтобы он начал приносить доход. Абсолютно не важно, кем он будет сам по себе. Поэтому будь то Королева, Игорь Тальков или группа «Дюна» — это все одна и та же единица шоу-бизнеса. То есть такой объект — крючок — на крючке могут быть установлены разные блесны, мормышки... Безусловно, для рыбака не имеет принципиального значения, как будет выглядеть тот или иной манок. Вот в чем самое главное и самое циничное свойство шоу-бизнеса.

Проследим и такой момент: мормышка не может долго служить. Это сейчас с особенной силой проявляется. Позднесоветские «звезды», которые сейчас еще продолжают светить — типа Наташи Королевой, группы «На-На», Олега Газманова, были наняты людьми еще старой формации: типа Айзеншписа, и разумеется раскручивали их иначе, другую энергию вкладывали, и идеологию другую. А сейчас, буквально на наших глазах происходит формирование шоу-бизнеса нового поколения. Это очень недолговечные образования, которые ограничиваются тем, что выпускают 1-2 альбома, гремят в течение полугода и исчезают. Потом у них может начаться новый виток, но практически это будет новый имидж, новая униформа и все новое окружение — фактически это будет новая мормышка, экономии ради обтянутая на тот же каркас. Примеров множество: «Отпетые мошенники» («Всяко разно — это не заразно»), группа «Штар» — цыгане («Красное платье»), «Блестящие», «Стрелки», Hi-Fi («Убежал я из дома»), Иванушки Интернейшнл, А. Маршалл, Н. Носков и т.д. Срок их действия: от 6 месяцев до одного года. Мормышки меняются, а суть остается одна и та же.

На кого рассчитано все это?

Прежде всего на молодежь, потому что очевидно, что из старшего поколения по объективным причинам много не выдоишь, а молодежь — более выгодный социальный пласт, поскольку — это иждивенцы большей частью, они просят деньги у своих родителей, и родители им дают. Поэтому можно много на этом иметь. И конечно, там больше плоскостей соприкосновения с этим убогим сознанием. Это магистральное направление шоу-бизнеса. Там внедряется такая упрощенная демократическо-западническая модель — это что касается идеологии: пепси, МTВ — всего того, что внедряется через СМИ. Под этот видеоряд, достаточно привлекательный для среднего подростка, формируются музыкальные коллективы, которые ничего нового собой не представляют — это кальки с западных образцов. Там это все давно функционирует на полную катушку, и срок жизни этих так называемых групп сокращен до минимума: месяц, чуть более. Есть суперзвезды, которых держат, поскольку это супергиганты, и они могут заглатывать очень много денег, с ними поэтому никто не будет расставаться.

Но это — не главное направление шоу-бизнеса. А главное — мелкие группы, они хотя и мелкие, но все равно статистически больше приносят денег в своей совокупности. С большой и очень популярной группой несколько другие отношения — и экономические, и подход другой. Делается ставка на то, что обыватель наблюдает за взаимоотношениями в этой группе: там происходят скандалы, какие-то люди громко уходят, женятся, разводятся... Идет такой сериал... А здесь идет просто нахрапистая «дойка» — и это вносит основную львиную долю в доходы шоу-бизнесменов.

Чем все-таки определяются сроки существования «звезды» в шоу-бизнесе?

Тем, что этот человек — заводчик чау-чау — должен почувствовать момент, когда объект перестает приносить доход. Как правило, этот момент наступает довольно быстро. Потому что публика не воспринимает какого-то певца или певицу как какой-то культурный объект, она воспринимает его как объект, призванный приносить наслаждение. И как таковой он быстро перестает быть, так как надоедает. Тогда уже и сборы не собираются, и залы не наполняются, и человек быстро сходит со сцены. У нас близкий есть пример: Влад Сташевский, на которого сейчас никто не пойдет в концертный зал «Россия», только в маленькие ночные клубы.

А почему Наташа Королева такое долгое время собирает залы. Это что — другой случай или удача такая продюсера?

Королева — это «звезда» советской формации. Все «звезды» советской формации как правило долго живущие: начиная с Утесова и кончая Наташей Королевой. Потому что к ним была применена другая идеология. В Сташевского был положен принципиально иной «фарш», ему и двигатель поставили на пару лет и даже меньше — годы полтора мелькал. А в Наташу Королеву по старинке, по дедовским законам поставили нормальный такой двигатель: «Желтый тюльпан» был еще в конце восьмидесятых... Надо понимать, что это совершенно разные явления. Посмотрите на публику, которая приходит на Наташу Королеву сейчас: это обуржуазившаяся публика, совершенно та же, что и на Кобзоне сидит. Обыватель зафиксировал в своем сознании, что эту Наташу Королеву он увидел еще когда был 1989 год, поэтому она у него связывается с теми временами, а не с этими, и он продолжает на нее ходить в качестве памяти — как это ни парадоксально может прозвучать, для кого-то Наташа Королева совершенно внятно ассоциируется с советских прошлым, с отсутствием чеченской войны, Ельцина... Этим все и сказано.

Но может быть, «звезда» и есть олицетворение своего времени, может быть, развитие ее временем и определяется?

Развитие «звезды» будет таким, какое понадобится человеку, который непосредственно выкачивает деньги. Владелец Наташи Королевой — Игорь Николаев. Он зарабатывает деньги одним способом... У нас продюсеры в абсолютном большинстве люди советской формации. Типа Айзеншписа, который еще «Кино» занимался... Типа Алибасова, который играл в «Самоцветах» как известно... Типа Юрия Маликова, который тоже там играл и спродюсировал своего сынка — Диму Маликова... А вот сейчас происходит нарождение новых эксплуататоров, и соответственно с этим новый класс эксплуатируемых людей. Основные выразители этого движения, если брать телевидение, то это «Горячая десятка» — есть такая передача. Вот там уже на широкую ногу начинает появляться новая формация.

Следовательно, долгоиграющих «звезд» уже больше не будет? Новой Пугачевой у нас больше не будет?

Нет, конечно же, нет. Описанный мной способ зарабатывания денег очень эффективный. Потребителю объясняют: кладите не одну, а две ложечки кофе — и будет вкуснее. На самом же деле, кофе будет быстрее расходоваться, и нужно будет покупать новые банки...

Значит ли это, что мы говорим о явлении того же порядка, что и кафе «Макдоналдс», памперсы и т.д. Разового использования... Из духовного потребление переходит в материальное...

Это не духовное! В том то и дело, что стирается граница между памперсом и мальчиком-девочкой, которая на сцене поет. Это все памперс. Потому что у обывателя нет духовной сферы. Потому что обыватель только потреблять умеет. Это классическая схема: человек работает какое-то время своей жизни, какое-то время потом развлекается, восстанавливается для новых трудовых свершений. Это безусловно говорит нам о том, что политика шоу-бизнесменов связана с политикой политиков, что она напрямую связана с политикой не шоу-магнатов — типа Березовского того же... Все это взаимосвязано. Это политика, которая направлена на то, чтобы страну держать в руках, народ держать в руках. Что делает популярная молодежная музыка? Она в принципе фиксирует массу в каких-то рамках и не дает ей развиваться неконтролируемым путем. ДДТ, «Алиса», Макаревич, БГ — это все не культурные объекты, это все такие объекты, такой воск, которым заливают массу и фиксируют его. Олигархи шоу-бизнеса и не шоу-бизнеса боятся, что произойдет что-то такое, что не уложится ни в какие рамки — исторические и прочие. Поэтому всегда существовали во всех государствах вот такие вещи, фиксирующие массу. Помогающие ей сбросить эмоции или получить какие-то искусственные эмоции, не получить каких-то мыслей, не посмотреть, что плохая зарплата, что на улице нет фонарей — то есть отвлекающее человека от реальности. Все средства хороши в такой борьбе. Не нужно нам говорить, что сейчас происходит зомбирование, и те люди, которые сейчас ходят на Сашу Айвазова, когда они вырастут, они нам покажут... Потому что когда они вырастут, они сначала будут рабочими на заводах, а потом когда они постареют, они будут говорить, что зомбируют их детей.

Шоу-бизнес — это элемент государства. То есть некая государственная машина, направленная на управление массами, и не более того. И находится в тесном соприкосновении с властными структурами. Вот почему не надо удивляться, что Бабурин едет с «На-На», что Жириновский пляшет в ночных клубах... Сложно управлять молодцами с бритыми затылками с помощью речей Ельцина: «Дорогие россияне...» Это же нереально. Но все это происходит из одного командного пункта, но по разным ветвям... А для интеллигенции слова о зомбировании — источник рефлексии. Им надо о чем-то говорить... Деятелям культуры просто нечего делать. Есть сейчас комплекс псевдопроблем. Есть люди, которым есть что сказать в своих областях. И такие люди никогда не будут говорить насчет того, что идет зомбирование: вместо того, чтобы говорить об этом... Они просто существуют в другой плоскости, чем Саша Айвазов — это люди разных галактик. И истинные люди искусства они никогда не ставят своей целью каким-то образом управлять, а те, кто говорят о зомбировании, они просто хотят просто там быть — в этих креслах, на которых сидят Бари Алибасовы...

Мы говорили о двух формациях шоу-бизнеса, которые нам известны на протяжении нашего века. И не надо думать, что к примеру Утесов или Кобзон, Толкунова или кто-то еще принципиально отличаются от «Отпетых мошенников» — это неверно, потому что они служат одной и той же цели: они фиксируют массу в рамках, они не дают ей развиваться в том направлении, в котором это не нужно государству. Совершенно не важно, какими они там голосами обладают. Хотя Утесов совсем никаким голосом не обладал, как это известно. Но они несли в своих песнях любовь к родине и т.д...

Они несли в своих песнях то, что нужно было государству. Просто несколько другой ветер дул Когда не нужны были деньги Союзконцерту, а нужны были какие-то вещи чтобы люди усвоили: например, что в армию надо ходить. Сейчас в принципе идет то же самое, идеологического момента никто не отменял, и никогда вам «Отпетые мошенники» не споют, что надо к Жириновскому идти под знамена... Просто как это обычно бывает при подмене резко идеологического режима буржуазным, у нас произошла и смена тематики популярных песен. Широко бытуют так называемые нейтральные темы: любовь, секс и т.д. — то есть не затрагивающие никакой идеологии вплотную. Кроме того они очень удобны в том смысле, что очень понятны обывательской молодежи и они не вызывают сопротивления. Но все это явления абсолютно одного порядка, и я думаю, что если мы проглядим историю еще дальше, то мы найдем и там такие же явления. Всегда же были какие-то клоуны на больших рыночных площадях, которых никто не прогонял, потому что они делали то же самое, что сейчас делает Кобзон: они держали массу в рамках. Когда масса видит шута, она не идет громить феодала. И самое очевидное: никакого разлагающего действия это явление не несет. Боссы шоу-бизнеса могут нести в своих рамках какую угодно идею, но то, что они делают, не подчиняется их личным желаниям, потому что боссы шоу-бизнеса — это наемные рабочие государства, просто они крупные рабочие... Нельзя же делать шоу-бизнес просто так, под свою личную ответственность. Это, разумеется, требует каких-то связей с различными властными структурами, все это связано различным способом сотнями узлов. Если надо организовать концерт, значит, надо снять зал — это мэрия, а мэр политический деятель кроме этого, если ему не нравится, что Баркашов говорит, он не дает ему зал, чтобы тот съезд там проводил... Поэтому никакой шоу-бизнесмен, какие бы взгляды он лично ни питал, не будет находиться в отрыве от государственной идеологии, и никогда нам Влад Сташевский не споет «Дойчен зольдатен унд дойчен официрен...» Это совершенно невозможно. А если у нас придет Баркашов к власти. То Влад Сташевский запоет совершенно другие песни. Потому что главное условие, в рамках которых существует Сташевский — это то, что он приносит доход своему боссу, а босс всегда захочет получать доход — при любых режимах.

Что касается не очень хорошего качества продукта, то сейчас это постепенно начинает уходить. Хорошее качество продукта было в советские времена: композитор не мог прийти с улицы, он консерваторию окончил. Сейчас он не имеет часто даже аттестата средней школы. Потому что у нас же была такая революция — не Великая Октябрьская, а буржуазная—а любые послереволюционные годы — это время без дипломов. И все эти люди — Укупник, Николаев — все эти люди никакого образования не имеет И весь класс композиторишек, поэтишек, который порожден ими — это дилетанты. Качество убывает согласно возрастанию количества этих групп: нельзя писать 500 хороших песен в год. В советское время было 5 песен, тогда не надо было деньги зарабатывать, тогда и больше внимания обращали на текст. Качество — это не категория для шоу-бизнеса. Качественный продукт: красивый чтобы был и т.д. А иначе не пойдет дядя Петя на концерт. Сейчас этого нет: революционные годы уходят, сейчас стабильность, может быть, даже из консерватории композиторам отдают предпочтение? Все развивается в предсказуемом направлении.

Российский шоу-бизнес начинает приобретать цивилизованные формы. Проблема в том, что цивилизованные формы западного и американского а были достигнуты на уровне достаточно хорошего благосостояния общества, в то время как на российской почве цивилизованность эта достигается на уровне глубочайшего экономического и общественного кризиса. А цивилизованность шоу-рынка заключается в том, что все формы изымания у населения денег посредством предложения им различных развлечений, принимают тотальные и высокоорганизованные формы. То есть средний человек с повышением цивилизованности форм рынка может все меньше и меньше этому рынку сопротивляться. Конечно, это может быть контролируемо, когда общество имеет хорошее благосостояние, но приобретает совершенно варварские и неконтролируемые циничные формы, когда общество—как российское сейчас — находится в состоянии тотального упадка.

Черты, присущие нецивилизованному рынку: он прежде всего потакает вкусам толпы, он зависит от вкусов толпы. Цивилизованные рынок сам формирует вкусы толпы, то есть предлагает ему какую-то модель, относительно которой толпа и продвигается в своем псевдодуховном развитии. Ранний советский и постсоветский рынок полностью соответствовал первому определению — на нашей эстраде появилась Алена Апина, группа «Комбинация» и другие, полностью соответствовавшие среднему мещанствующему быдлу «со сложной судьбой», с профессией в диапазоне от парикмахерши до продавщицы. Они полностью отвечали вкусам такого рода людей, которые и являлись потребителями этой продукции. В настоящее время появился новый фактор интересов шоу-бизнеса: это постсоветская молодежь, которой не было в 1989-91 году — та была еще советская молодежь, а сейчас появилась такая молодежь, которая не помнит, что происходило с ее страной в диапазоне с 1987 по 1993 года, да и ее мало это интересует. Ей уже нужно совершенно иное. В связи с этим и рынок стал деформироваться в сторону совершенно иного, и происходит это достаточно быстро. Это проявляется в том, в частности, что широко эксплуатируется не только одна модель поп-продукта, а широко используются многие модели — то есть на вооружение берутся многие модели: рок, рэп, соул, панк, техно... Весь спектр музыки популярной и даже не популярной представляет собой субстрат для изготовления из него качественного и хорошо потребляемого продукта. Сейчас широко заметна дискредитация рока как протестного и анархического начала: старые рок-исполнители и вновь появляющиеся становятся волонтерами нового порядка попкультуры. Это прежде всего успешно прошедшие «переквалификацию» группы: ДДТ — особенно ярко видно по последнему шоу «Мир номер ноль», «Алиса», «Наутилус», «Аквариум», Сукачев, Макаревич, безусловно... Это лежит на поверхности, так как, к примеру, Макаревич и Сукачев участвовали в проекте «Старые песни о главном»... Вновь появляющиеся исполнители, которые эксплуатируют рокстандарты, но тем не менее являются полноценными представителями попкультуры: вновь раскручиваемая звезда Земфира — на МТВ, «Мумий Троль», группы «Сплин», «Свинцовый туман», «Мечтать»...

Это особенно хорошо действует на тех, у кого еще не сформированы мозговые извилины, ничем не успели заполниться. Речь идет о молодежи. Потому что любая попкультура думает о будущем, о том, кто придет на смену этому человеческому материалу. Поэтому нужно всегда думать о том, как направить усилия этого материала на воспитание нового — то есть очевидно, что определенным образом сформированные мозги привьют и своему потомству те же самые стандарты, жертвами которых они сами стали.

Этакая МТВизация всей страны?..

В чем заключается основная проблема? В том, что западная модель работы шоу-рынка внедряется на почву не устоявшейся, низкоорганизованной и поэтому восприимчивой и в большой степени зависимой культуры социальной — социума.

Любая хорошо организованная система попкультуры направлена на то, чтобы как можно более активно заражать своим влиянием и таким образом собирать хорошие всходы с социума. Но дело в том. что есть разница между тем как это воспринимает цивилизованное западное и американское общество и тем, как это воспринимает человек постсоветского пространства, да любого города — скажем, Хабаровска, куда приезжает группа «Иванушки Интернейшнл». В той же Англии и даже Турции люди массами ходят на выступление «Спайс герлз», и тем не менее эти люди никогда не забудут, что у них есть дома семья, есть страна, которую из учили с самого раннего детства любить и обогащать всеми доступными им средствами. Поэтому для них выступление группы будет лишь отдыхом, локальным развлечением, но никак не смыслом и основным содержанием жизни, как это становится для жителя Хабаровска, которому 18 лет и который пришел на концерт «Иванушек». Это происходит в связи с тем, что на западе и в Америке имеет место устоявшаяся социальная культура, и поэтому масс культура имеет свой шесток — каждый сверчок знает свой шесток, из этой области — это культура развлечений, она служит, чтобы ублажить человека, который пришел с ра-бо-ты! Он работал и сейчас отдыхает. Здесь же, в условиях когда стоит завод, который кормил весь город, вокруг которого и образовался этот город — он не работает и не работает никто в этом городе и все живут как может: кто-то что-то высевает у себя под балконом, кто-то ворует, кто-то гоняет цистерны со спиртом налево... И приезжают Иванушки, и молодежь вся тотально идет на этот концерт, а билет стоит внушительную сумму для российских широт, и конечно же такая форма никак не может вознаграждением за деятельность в пользу государства, а является замещением отсутствующей духовной жизни, и замещением отсутствующей активной жизни. Поэтому здесь любое появление является замещающей средой, которая вытесняет любые другие конкурентные формы. И можно с уверенностью сказать, что если ситуация выровняется, хотя не понятно, как она выровняется, если поколение растет таким, но если случится, то еще не факт, что люди эти перестроятся, потому что уже сейчас их духовное поле занято...

Существуют специализированные структуры для раскрутки «звезд» шоу-бизнеса: на 2-м канале — это «Горячая десятка», на 5-м — это МТВ, круглосуточный ночной эфир (парадокс: сразу после окончания работы канала «Культура»), есть также кабельные — МузТВ и ТВ-6 с большим объемом музыкальных передач, которые представляют четкую картину происходящего на сцене шоу-бизнеса.

Существует несколько форм заполнения активного пространства — важно не только ходить на какие-то концерты, они сезонно существуют — внедряется рейв-культура, культура направленная на непрерывное расслабление. Для этого существуют специальные заведения — клубы, где звучит постоянная музыка, без разбития на отдельные композиции, идет световые эффекты, которые полностью растормаживают все сдерживающие факторы и человек начинает «балдеть», а поскольку у него нет определенных занятий и много свободного времени...

Любой молодой человек, особенно если он не занят, что актуально при тотальной безработице, нуждается в четкой структуре своего поведения. Что называется, проще — стиль жизни. МТВ и вся остальная структура попкультуры и предлагает готовый стиль жизни — стиль жизни на тарелке. Это — комплекс действий: днем, ночью и вечером ты развлекаешься. Все это стоит денег, и предлагаются способы — распространение наркоты, к примеру. Это — особая манера общаться, изъясняться: как бы, на самом деле... И это все составляет содержание жизни человека. Но никто не скажет ему, что прекрасным содержанием жизни может быть деятельность, приносящая пользу его стране, его семье. МТВ и другие подобные этому каналу структуры ведут планомерную работу на не создание семьи: безопасный секс это не профилактика СПИДа, а планомерное несоздание такого института как семья. Тем более, когда у молодого человека нет еще установки на то, что семья — это позитив.

Прекрасно используется тема авангарда, так как любая молодежь хочет быть современной.

Методы: конечно на МТВ нет дураков, которые говорят «Встанем на защиту Отечества, там все внушается ненавязчиво — никто не говорит: мы пришли взять вас, а говорят: ребята, идите на вечеринку, развлекитесь!..

В 60-е годы в рок-музыке безусловно был колоссальный момент искусства. Основная линия, которая началась с «Битлз» она и выражалась в том, что искусственные продукты — то есть искусственные созданные группки — не имели шансов стать популярными. Ими могли стать группы, обладавшие серьезным и неоспоримым элементом творчества в создании музыкального продукта — такие как «Битлз», «Роллинг стоунз», «Дорз»... Рок-культура тех лет очень четко являлась выразителем определенных умонастроений масс: когда человек слушал «Революшн» «Битлз», то не потому, что это модно, и не потому, что это неделю назад показали на МТВ, и ты как модный человек должен это слушать, а потому, что настроения «культурной революции» (не в китайском смысле, конечно), сексуальной революции, «Власти цветов» — они были достаточно сильны у продвинутой молодежи. Поэтому культ «Битлз», «Роллинг стоунз» был основан на революционных настроениях британской и американской молодежи, чего нельзя сказать о современном состоянии дел.

Примечание:

«Союз» — это такой сборник, который выпускается на основе произведений, принадлежащих компании «Союз» — она крупнейший монополист на нашем рынке, звукозаписывающая и реализующая компания. У нее есть крупнейшая сеть магазинов: в ЦУМе занимает 5-й этаж, на Арбате магазин, есть и видеосекция — то есть выпускает любые носители. Этот сборник выходит с небольшой периодичностью — как только подкопится новая порция продукта, а она накапливается раз в 3-4 месяца. Поскольку это официальный срез всего рынка, то мы можем проследить всю ситуацию на попрынке. Как исчезают исполнители-карлики с небосклона и остаются перманентные «звезды», которые служат ориентиром, создают постоянный фон.

О хит-парадах. Это якобы демократическая система, когда потребитель сам избирает ряд любимых песен. Но тут выверт такой: что специально любой альбом строится таким образом, что какая-то одна песня из него попадет в хит-парад. Она обязательно пишется для этого хит-парада, для нее обязательно снимается клип, название выносится на обложку. Без хитовой песни не выйдет ни один альбом. То есть покупатель обрабатывается соответствующим образом и подготавливается для того, чтобы он осуществил свое якобы свободное демократическое право. Это такой карикатурный вариант всей демократической идеологии. То же самое мы видим на выборах в государстве.

«Советский» период: Наташа Королева, Филипп Киркоров, «На-На», Олег Газманов, «Машина Времени», «Дюна», «Ласковый Май», Николаев, Алена Апина — до 10 лет.

«Промежуточный»: Дима Маликов, Саша Айвазов, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Кристина Орбакайте, Лариса Долина, «Агата Кристи», Влад Сташевский — от 2 до 5 лет.

«Нынешний» период: о нем см. в тексте.

Наташа Королева просуществовала 10 лет. Влад Сташевский лет пять с перерывами, сейчас у него открылось новое дыхание (а лучше сказать, ему открыли). «Иванушки Интернейшнл» — два года, а сейчас явно угасают. Затем сроки пребывания на сцене сократились до 6 месяцев.

Записала Ирина Медведева 7 марта 1999 года.

Статьи и эссе на сайте
Русский характер

О «Сущности христианства» Людвига Фейербаха

Не фотограф (Реалист ли Достоевский?). О премиях. Русский модерн

Русская диссидентская поэзия ХlХ—ХХ веков

Кто назначает звезду? (Поп-музыка последнего десятилетия)

Видеопиратству — бой. По дешевой цене.

Механика гуманитарной мысли. Комментарий Марины Кудимовой

Заводной кукловод. Их дело правое. Кто победит?

О роли большинства в обществе. О стиле. Письмо А.И.Солженицыну. «Преступление и наказание» минус преступление

«На дне» (Своеобразие драматургии Максима Горького). Как сделана «Шинель» Эйхенбаума

В e-книге «Илья Тюрин»:
Художественный мир Тютчева — Не фотограф (Реалист ли Достоевский?) — О премиях — Русский модерн —
Молчание Тютчева и молчание Мандельштама — Русская диссидентская поэзия ХlХ—ХХ веков — Исповедь —
О «Сущности христианства» Людвига Фейербаха — Заводной кукловод — Шествие —
Механика гуманитарной мысли. Комментарий Марины Кудимовой — Кто назначает звезду? (Поп-музыка последнего десятилетия) — Видеопиратству — бой. По дешевой цене —   Русский характер — Их дело правое. Кто победит?

Дом Ильи ТюринаИлья-премия, Конкурсы эссеСтихи Ильи Тюрина«Русский характер» и др, эссеИз записных книжек «Шекспир». Сцены. На рус. и англ. языках.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com