ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Петр СОЛОДКИЙ


Об авторе. Содержание раздела. Стихи

НАИТИЕ ЮЮ

маленькая поэма
с комментариями Светланы Осеевой

 

 

...Но потому как страусы всеядны

я понимаю глупость агасфера

его живучесть

                может где-то веру

его всегда беспечную нарядность

 

В моей душе живёт комочек змей

там кошкам делать нечего

                                      и всё же

быть сволочью совсем не гоже

Не смей лукавствовать

                                 Не смей

бесчинствовать на варварских коврах

не смей менять свои привычки!

Ну что за жизнь

                   одни кавычки

 

Не смейся, дикий ангел

                                      Враг

твой врач и доктор сна

                                    Впервые

я головой нырну в овраг

и Осень в огненном порыве

поспорит с именем Весна

и проиграет агасферу

Неизменно

поссорятся Ферма и Ферро

как сын Сиама Яго с Эго

на дне оврага зла и бытия

времён нашествий и набегов

наития Юю

 

И лошади в костюмах от Версаче

проскачут подло мимо

                                      и заплачут

немые всадники холодного огня,

им как всегда не до покойного меня

Хохочут злобно

грызуны из под копыт

Кто не убит — тот дерзкий следопыт

По следу плыть неутонувших вил

каким-то чудом просто не любил

но следующим откровенным днём

гулял конём

сплошное Г

Яге не страшно

что ей бабе

сорвало крышу или башню

Упиться метрополитеном

сможет каждый,

когда война

распишет лозунгами стены

в лабиринтах — Нет вДвойне!

Ловушка в Золушке

но не наоборот

вода и рот

утопленник-народ

удавленник — язычник и урод

и девственник бессовестный Эрот

куда же вы?

Как я без грязного дождя?

Без сочных вод осатаневших рек

бесчисленных кровей?

                            И королей

по хроникам по пересудам

запечатлеет битая посуда

кухонных буден

                     И простуда

горла мрачного вулкана

увековечит город

За это меркантильных пеликанов

в периплах антики так просто не сыскать

Под шелест времени, а попросту песка

не слышен даже топот великанов

 

Скотина утра открывает глаз

пар выпускает мокрыми ноздрями

Мы в шоколадном солнце виноваты сами

Пронзает сердце тонкая игла

оно трепещет глупо и трусливо

печально носорогом быть счастливым

но измерять всё весело на глаз

всегда безудержно и радостно хотелось

хотите если — юнкерская смелость

и в параллельный мир открывшийся вдруг лаз

 

Антарктика земля моих богов

не чьей-то зависти и чьих-то ледников

не символ человеческих оков

Земля землёй

За мной опять крадётся многорукий

готовлю апперкот

                        И на поруки

судьбы как на покой

Но тень купюры дамы пик

безумной и уродливой ДжАконды

подавит мой гортанный крик

несостоявшейся легенды

                                  Модно

выглядит старик

в засаленном глубоком капюшоне

коса сверкает у шпиона

в наручниках пустых глазниц

лишь тени падальщиков-птиц

 

Пророки ломанулись в двери

зашёлся в плаче Марк Аврелий

мантруют шёпотом соседи

и завтра точно будет съеден

пирог заклятий

                         Попадётся

Многострадальный Иоанн

и в подземельях страшной веры

разорванные чресла смажут мёдом

и будут толпами уроды

молиться и рыдать в стакан

времён

И состоявшийся обмен

запротоколит ангел-мент

Подмена!

Она всего меня изводит

убита пошло Мельпомена

игрушечки стоят на взводе

Асфальт — наждак увы для многих

и многоликих, и убогих

 

Так отчего спасатель-сенбернар

всегда печален и доверчив?

Ты снова взвинчен буйным смерчем

подозрений

                не верна

тебе старушка подлая душа

нет ты не лошадь ты лошак

да отвратительная помесь

Затягивать и дальше пояс

нет сил

я знаю он по шее плачет

на сутки хватит пары пачек

сырых и прелых сигарет

Прости я не ношу берет

я не художник-неудачник

я шашлыки люблю на даче

а не эстетскую возню

И если я себя казню

то ежедневно

                   ежечасно

и боль

     не может быть несчастна —

наитие Юю.

 

Рассвет

            туман как сок гуавы

изжога раскалённой лавой

одолевает пищевод

Где Феникс там и птицевод

В палатке пьяный археолог

лелеет времени осколок

и даже старый херувим

не прочь бутылку выпить с ним

У просветлённых меньше слов

свои дела

             свои заботы

до тошноты или до рвоты

и непонятный миру слог

Сломать последнее весло

о воды каменной реки

легко

В морщинах гор

таится зло

зло золота но игроки

меняют правила узлов

ты покупаешься на зов

 

На гордость огненных вершин

заявят липкие права

те представители меньшинств

чей однополый караван

уходит в никуда

Толпа мошенников кидал

с толпой бездарностей лгунов

под звуки оперы Гуно

дают верблюдам зёрна кофе

Печальны Вакх и Мефистофель

печален грозный нибелунг

под светом разноцветных лун

под ним величие Эллады

пришло естественно в упадок

И херувим оставив друга

побрёл совсем к иным мирам

и оба знали

                мир поруган

тем более поруган храм

 

Я медленно облизываю палец

и скручиваю фигу от души

Держи

         дружище мелкий иностарец,

огромный некарманный шиш

Держи и помни

плевалось небо горькими дождями

томилось в небе солнце-уголовник

В тюрьме ночей следят за поголовьем

какими бы мы не были вождями.

 

Поэтому

имея девять жизней

так терпелива и когтиста кошка.

 

1999

Светлана ОСЕЕВА

Комментарии к поэме «Наитие Юю»

Наитие Юю — в названии поэмы автор использует смысловую игру с использованием различных значений: «юю» как чистый звук слова «люблю»; «юю» как японская детская игрушка (мячик на резинке); Юю — имя кошки, героини рассказа Куприна «Юю».

...но потому как страусы всеядны... — авторский стилистический приём, основанный на квазинеправильном построении фразы и абсурдности её содержания. Приём использован как ввод в очень сложную, насыщенную, алогичную текстовую реальность.

...я понимаю глупость агасфера... — Агасфер — Вечный Жид, персонаж христианского сюжета, герой средневековых сказаний, осуждённый Богом за то, что он не дал Христу отдохнуть на пути к Голгофе (по некоторым версиям ударил его); здесь, скорее всего, речь идёт о психотипе, т.к. «агасфер» употреблён в нарицательном значении.

...бесчинствовать на варварских коврах... — намёк на персидские ковры, на исламскую культуру (в данном случае — как культуру, противопоставляемую христианской).

...дикий ангел... — видимо, речь идёт об ангеле-хранителе, потерявшего своего «подопечного».

... Враг твой врач и доктор сна... — здесь: перекличка с восточной мудростью, гласящей, что враг в жизни человека — настоящее благо, так как является своего рода «духовным диагностом» состояния души человека и даёт ему бесценный жизненный опыт.

...поссорятся Ферма и Ферро... — имена двух учёных. Пьер Ферма — французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел, оставивший человечеству теорему, но не оставивший её доказательство. Даль Ферро — итальянский математик, открывший правило решения приведённого кубического уравнения.

...как сын Сиама Яго с Эго... — автор создаёт образ фантасмагорического чудовища, сиамских близнецов: Яго — образ, символизирующий любовь, коварство и предательство (Шекспир, «Отелло»); Эго — термин из области психологии, человеческое «Я», которым двигают исключительно личные интересы, страсти и т.д. Здесь образ Эго — как неотъемлемая часть чудовища.

...времён нашествий и набегов наития Юю... — речь идёт о незапамятных временах, когда люди жили одними инстинктами.

... лошади в костюмах от Версаче... — образ профессиональных жокеев, перекликается с образом мифического кентавра в его современном облике.

...кто не убит — тот дерзкий следопыт... — смена амплуа, противопоставление жертвы и преследователя.

...по следу плыть неутонувших вил... — смысловая игра с поговоркой «вилами писано по воде», здесь — следовать за ложью.

...когда война распишет лозунгами стены в лабиринтах — Нет вДвойне!.. — здесь: речь идёт о фальши лозунгов, об обесценивании призывов.

...королей по хроникам по пересудам запечатлеет битая посуда кухонных буден... — речь идёт об археологии (битая древняя посуда — самая частая находка у всех народов).

...простуда горла мрачного вулкана увековечит город... — речь идёт об извержении вулкана (Везувия), фактически «законсервировавшего», увековечившего древний город Помпеи. Раскопки погребённого города открыли удивительные факты из быта Древнего Рима: например, предвыборные призывы на стенах домов, интерьеры древнеримских домов с фресками, которые были исполнены со знанием «теории перспективы». Считалось, что эта теория была открыта художниками много позже (в период Возрождения).

...за это меркантильных пеликанов... — стилистический приём, описанный вначале комментариев.

...в периплах антики... — «периплы» — античные документы, содержащие описания морских плаваний вдоль берегов (Страбон, например)

...в шоколадном солнце... — образ «коричневого солнца» напрямую связан с символом фашизма — свастикой (свастика — символ солнца в древних религиях).

...пронзает сердце тонкая игла... — многозначный образ, связанный с болью, страхом, тревогой; в то же время — буквальная отсылка — укол адреналина в сердце, если оно остановилось.

Комментарии Светланы Осеевой

Стихи Петра Солодкого

Стихи на открыткахПоэмы

Из книги Ли Шин Го «Иероглифы на воде»

Поэзия — ДраматургияАудиозаписиИнтервьюПроза

Страница Светланы Осеевой

Осенняя распродажа: Одежда для новорожденных - оплата через Webmoney.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com