ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Михаил ПОРЯДИН


КОД МИХАИЛА ПОРЯДИНА

ГЛАВА 4. СТЕКЛЯННАЯ КАНТИЛЕНА.

 

Елена Винокур. Миша, у каждого поэта есть что-то, что ему особенно дорого. Есть у тебя такая вещь?

 

Михаил Порядин. Пожалуй — «Подсолнух».

«Здравствуй, матадор мой ласковый»...

После этого я стал другим.

Или — вернулся к себе.

 

Е. Винокур. Скажи, пожалуйста, а когда ты пишешь прозу, всегда знаешь заранее, чем все закончится, сюжет строишь заранее или он тебя строит?

 

М. Порядин. Ни прозу, ни стихи я стараюсь не «писать».

В смысле — не кукловод я, а наоборот — записываю увиденное, прожитое, прозвучавшее во мне, во сне, из слов других людей — которые потом говорят: Я ТЕБЕ ТАКОГО НЕ ГОВОРИЛ!

Когда я начинаю СТРОИТЬ, то вроде бы как складываю развалившиеся кубики: этот на месте, а этот из другой реальности, а этот в двух реальностях сразу.

Я как-то понял или прочел, что очевидность — это одна из граней реальности. Очень похоже.

К сгоревшей части «Дня рождения Маргариты» я — господи! — 20 лет уж тому назад! — придумал/нашел триаду эпиграфов. Один из них таков: «Если ты видишь, что весь мир сошел с ума — то, может быть, ты видишь НЕ весь мир?»

Конечно, не все видно заранее. Но хорошо, если знаешь, куда идёшь.

У меня бывают периоды, когда каждую ночь я иду в Гиперборею

 

Е. Винокур. Вот в эту? — «Гиперборея — по европейской мифологии — страна за северным ветром». Вроде бы туда отправляются мертвые — во всяком случае, там находится «замок колеса» или замок на стеклянном холме. Страна европейской и праевропейской магии...

Для чего ты идешь туда? С чем связаны эти походы? Что это за периоды?

 

М. Порядин. Я посмотрю свои заметки по этой теме.

...Особенно КОЛЕСО... Да — что-то где-то я на днях находил, у китайцев, что ли? замок на стеклянном холме... Дивно!.. — я как раз сегодня-вчера оформляю СТЕКЛЯННУЮ КАНТИЛЕНУ, вот поставил только что в проект:

 

СТЕКЛЯННАЯ КАНТИЛЕНА

 

Фотокомпозиция Виолки (Фотопленка)

 

Фотокомпозиция — Виолки (Фотопленка).

А текст — родился из отзыва на стихотворение Дикой Плоти (Фабула)

 

Столь тонок звон стальной-стеклянной кантилены

столь ветерок небрежен, соль, морская пена

 

столь ноги холодит и остужает душу

и музыку немного страшно слушать

 

и ранняя весна — пиано до антракта

 

спектакль любви. час ночи. мы уснём

домашним позолочены огнём

 

а за окном капель звенит-тревожит

была весна и были мы моложе

 

рассыпались стекляшки пиццикато

 

упала льдинка и уплыл апрель

 

Вот китайцы о колесе — точнее, о пустоте. в которую должно войти — «ТРИДЦАТЬ спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, и БЛАГОДАРЯ этому и можно пользоваться колесом. Когда формуют глину, изготавливая из нее сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, и БЛАГОДАРЯ этому и можно пользоваться сосудом. Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, и БЛАГОДАРЯ этому и можно пользоваться жилищем».

(Дао Де Цзин,11)

 

Но в эту пустоту дОлжно входить, если ты готов — если ты ОСЬ.

Так писатель входит в чистый лист...

Ты никогда не боялась пустоты? Особенно той, которая бывает после того, как напишешь ВСЁ.

Да — это всего лишь на сегодня всё.

Но завтра будет завтра.

 

Гиперборея — ось пустоты — это и есть Замок Круга, то есть всегда есть где быть...

 

Вот, сегодня написал ассоциацию на Уморина — «Вода в колодце», это... да лучше прочти и сама скажи — что это?

 

Аль не в каждом колодце серебряный змей

завивает холодные кольца?

Аль не каждому пламени сотня людей

чорной ночью до битвы молится?

 

Равнодушна вода и спокойна всегда,

если есть пустота и незнамо куда

убегать отсюда не надо.

 

И не знаю я — помнит серебряный змей,

засыпающий в срубе Молчащий,

как в траве пробегал говорливый ручей —

и живой и еще настоящий

 

Равнодушна вода. Так ей надобно быть:

ждать ведра до утра. Ждать желающих пить.

 

...Там ждет женщина воду к огню очага.

Он — огонь — будит спящую воду.

 

Е. Винокур. Кантилена — изящна и легка. Стекло получилось. Оно ощутимо, зримо, мне кажется от него даже идет легкий, какой-то странный холодок.

Пустота всякой бывает. Пустота сосуда, в который можно налить воду; пустота дома, который ты строишь, чтобы жить в нем; пустота листа, на котором появляются строки. Но ведь все может быть и наоборот. Тогда страшно.

Твоя вода в колодце насторожила немного. Никогда не думала о том, что вода — равнодушна. Всегда вода — это что-то живущее, журчащее, дарующее. Неужели и правда — вода настолько безразлична ко всему? Покорна. Терпелива?..

Нет, Миша, мне кажется, что она такой только прикидывается.

На самом деле — она и мудрая, и коварная, и щедрая.

 

М. Порядин. Вот такой интересный ответ получил на приглашение к игре. Пока помещу сам от имени автора — она в пути. В трудном, полагаю. Давайте попросим за всех, кто в пути...

Пишет vyt Alnatura —

 

Китайская пословица гласит: «Поведай мне твоё прошлое и я открою тебе твоё будущее». Именно там, в детстве начинаемся мы... нет, наверное, ещё раньше.

Легенда, рассказанная моей бабушкой:

Молодая женщина пришла к мудрецу, живущему вдали от людей, почти под гнездом орла. Она проделала этот путь, так как ответа она не нашла там, внизу, в селении. Она спросила старца: «Моему сыну уже год. Я смотрю на людей и боюсь, что он станет на них похожим. Что мне делать, чтобы он стал хорошим человеком, чтобы он стал лучше тех, кого я знаю? Дай мне совет, пока ещё не поздно». Старец помолчал и ответил: «Женщина, ты опоздала ровно на один год и девять месяцев. Ты не успела полюбить человека до его зачатия».

То есть — нужно полюбить еще ПУСТОТУ — еще ДО рождения, как музыка октавы начинается с ноты ДО?..

 

Анатолий Азиат (Елохин). Михаил, может быть, здесь будет к месту стихотворение моего брата про Пустоту?

 

Павел Елохин

http://zhurnal.lib.ru/e/elohin_p_e/

 

Я пуст, как бездонная бочка пуста,

Лишь эхо скрывает в себе пустота.

Крик радости эхо усилит в сто крат,

Добром доброте я откликнуться рад,

А грусть вот смягчается, эхом звеня,

И если вам грустно — зовите меня.

А хитрость и эхо, что будет в ответ:

Слагаются так, что и хитрости нет...

На всё, что угодно у эха ответ,

Вот только ответа для подлости нет.

На подлость лишь совесть звенит, как струна,

И стон, будто гвозди вогнали в меня.

Становится эхо и глуше и тише,

Так можно его и совсем не услышать.

И лишь доброта без малейшей корысти,

Способна от этого эхо отчистить...

И снова звенящая бочка пуста,

Зови! И ответит тебе Пустота...

 

М. Порядин. С ума сойти! Это именно то, что я долго искал и не мог найти!

 

 

Фото Анны Измайловой

http://fotoplenka.ru/photo/chigabuga/63026/1105709.jpg

Глава 5. «Я — УХО»

«Код Михаила Порядина», оглавление

Об авторе. Содержание страниц

Создание сайтов на 1С Битрикс

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com