ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Людмила ОСОКИНА (ВЛОДОВА)


Об авторе. Содержание раздела. Контакты

 

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЛЮДМИЛЫ ОСОКИНОЙ
ЦДЛ, 29 мая 2009 года

Стенограмма

Расшифрована с аудиозаписи, сделанной техническими службами ЦДЛ.

 

«Людмила, спасибо за встречу с Вашей поэзией. Как будто там побывала... «Чёрная кошка» — действительно великолепна, замечательная «визитная карточка».

«Вот она! — бархатной ночи душа! —

Черная кошка при желтой луне!» — волшебно!

«А дождик удлинял пальто и шляпы», «Нарциссов снежно-белый танец», «Березки-серьёзки, осинки-скорбинки», «Друзья мои в преддверье зимних бед Остались без одежды и без крова» — сколько прекрасных образов и поэтических находок! Желаю Вам неиссякаемого творческого вдохновения, новых стихов, книг, вечеров!

Наталия Кравченко

28 сентября 2014 г.

liveinternet.ru/users/vlodca/post338235446/#BlCom663048468

Живой журнал Наталии Кравченко: nmkravchenko.livejournal.com/

 

 

* * *

Малый зал Центрального Дома литераторов. За столиком ведущих сидит Людмила Осокина. Столик в этот раз стоит не на своем обычном месте — посередине зала, а сбоку, справа у стены. Это сделано для того, чтобы не мешать специально подключенному к компьютеру проектору, проецировать на большой экран какие-то изображения и видео, чтобы при этом можно было одновременно и что-то говорить в микрофон. На столе лежит открытый ноутбук и какие-то записи.

На большом экране идет бегущая строка «Творческий вечер Людмилы Осокиной».

 

 

 

ЧЕРНАЯ КОШКА — ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ ПОЭТЕССЫ

 

Людмила Осокина берет микрофон и начинает читать свое стихотворение «Черная кошка».

 

Черная кошка — не хочет дружить.

Черная кошка — себе на уме.

Нравится ей в потаенности жить,

В мягкой, не тронутой лампами, тьме.

 

Вон она! — там, в переулке пустом!..

Только два глаза заблещут вдали...

Вон она! — прыгнет в заброшенный дом

И растворится в прохладной пыли.

 

Вскоре по крыше пойдет не спеша,

Словно в беззвучном, замедленном сне...

Вот она! — бархатной ночи душа! —

Черная кошка при желтой луне!»

 

Людмила Осокина. Я предлагаю начать наш вечер. И я хочу его начать со стихотворения «Черная кошка». Мне думается, что у каждого поэта должно быть какое-то стихотворение, какая-то тема, какой-то образ, по которому его могли бы узнавать. Допустим, скажешь имя «Людмила Осокина», сразу всплывает образ черной кошки.

Я взяла образ черной кошки. И вот это стихотворение, оно уже более-менее известно. Ну, я это сделала, конечно, не специально, просто так получилось. Но как бы отказываться от этого, от продолжения этой темы, я не собираюсь. Со временем у меня появились другие стихи о кошках. Сложился такой цикл. Но это впоследствии я прочитаю остальные стихи.

Я, конечно, волнуюсь, потому что этот творческий вечер у меня первый в ЦДЛ за всю мою долгую жизнь.

 

 

НАЧАЛО ПУТИ: ЖУРНАЛ «ЮНОСТЬ», НАТАН ЗЛОТНИКОВ

 

Людмила Осокина (оглядывая немногочисленных присутствующих в зале). Меня, так сказать, еще мало кто знает, поэтому мало кто пришел. Но надо когда-то начинать. Хоть и страшно, но все-таки начинать надо.

А сейчас я хочу вспомнить начало своего творческого пути. Это было примерно в 80-м году. Стихи я начала писать где-то лет в 18-19. С первыми стихами я пришла в журнал «Юность», к Натану Злотникову, помню. Меня поразило то, как они принимают авторов, причем совершенно неизвестных, молодых. Очень культурно, вежливо. И самое главное, они приносили в стаканчиках чай... такой... в подстаканниках таких, серебряных, такой очень хорошо заваренный, вкусный, сладкий чай.

И вот за этим чаем шла такая беседа, очень приятная для молодого человека. И хотя он получал отказ, но как бы отказ этот не чувствовался. Всё равно было приятно пообщаться, и была надежда, что когда-нибудь будет возможность там напечататься.

 

Текущее время 3 минуты

 

 

ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕ «ВЕСЫ»

 

Злотников, и еще там был Николай Новиков в те годы, отправляли всех начинающих на литературную студию «Весы», руководителем был Борис Викторов, литобъединение «Весы»... И вот туда я попала.

Чтение проходило по кругу: кто что написал за неделю, то и читали. Это было очень удобно, в отличие от других студий, где обсуждались большие рукописи, и ждать своего обсуждения приходилось долго. Поэтому в этой студии мне очень нравилось.

Из студийцев, из известных я помню Анатолия Полякова, который ходил постоянно на эту студию. Он сейчас ведет Интернет-журнал «Эрфольг». И Аню Гедымин помню, тоже пару раз заглядывала, сейчас она очень маститая.

Короче, от этой студии у меня остались очень приятные воспоминания, там была настоящая творческая атмосфера, причем атмосфера здоровая.

Потому что, в общем-то, среди творческих людей, атмосфера бывает не очень благоприятная.

 

Текущее время 4 минуты

 

 

ПЕРВЫЕ СТИХИ, СТИХИ НАЧАЛА 80-Х

 

 

Людмила Осокина. А сейчас я хочу прочитать несколько стихотворений из тех лет. Ну, вот одно из стихотворений, тоже как бы достаточно известное: «За тихой поступью оград...»

 

* * *

За тихой поступью оград,

Лучом заката пробужденный,

Проник незримо вечер в сад,

Заволновался, удивленный.

 

А сад восторгом замели

Цветы бунтующей сирени,

И смутный шорох завели

Деревьев меркнущие тени.

 

И стали исчезать кусты,

Пруда растаял лунный глянец...

Остался в сумерках густых

Нарциссов снежно-белый танец.

 

* * *

Бежим по городу, смеясь от суматохи...

Веселыми прыжками по дороге,

Безумствуя, как в праздник скоморохи!

Как много света подарили боги!..

Повсюду пляшут солнечные блики,

Сгоняя с лиц заботы и тревоги...

И лица превращаются вдруг в лики!..

Забыв о суете на этом свете,

Становимся, как гении — велики!

Душой чисты, как маленькие дети!

 

* * *

Ты медленно войди в прозрачный сумрак...

И тотчас нежность мягкую прохлады

Почувствуешь своим усталым телом,

А кожа станет светло-золотистой,

Как злато куполов в заре вечерней...

 

Ты медленно войди в прозрачный сумрак...

И тотчас нежность мягкую прохлады

Почувствуешь душой своей усталой,

Душа внезапно светом озарится,

Как злато куполов зарей вечерней...

 

Ты медленно войди в прозрачный сумрак...

Останься в нем, тебя он успокоит,

Ненужная тревога растворится

От легких крыл его прикосновений,

Как злато куполов в заре вечерней...

 

* * *

Идет и прячется в тени домов прохожий,

Он жмется улицей как раб убогий Божий.

Мне грустно стало что-то, ну и что же? —

Ведь это всего-навсего прохожий.

 

Вот он подходит. Вижу близко-близко

Очки его. И кепка низко-низко

Надвинута, что глаз не видно даже,

Никто такому здравствуй-то не скажет.

 

Тоскливо вдруг блеснувшие оконца

Очков его, так мало знавших солнце,

Блеснули и погасли как-то разом,

Их дождь закрыл свои кричащим джазом.

 

А дождик удлинял пальто и шляпы,

А дождик долго-долго еще плакал,

И скрылся где-то в сумраке прохожий,

И может быть, как дождь, он плакал тоже.

 

Текущее время 7 минут

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ «ЧИСТЫЕ ПРУДЫ», ЛЮДМИЛА СУРОВА

 

Людмила Осокина. В марте 1982 года я попала на литературную студию «Чистые пруды», которая собиралась в библиотеке Достоевского. Ее вела Людмила Сурова.

Было мое обсуждение, меня хотели разбить, но тут у меня вдруг непонятно каким образом открылся дар необычайного чтения своих стихов. Я прочитала свои стихи так, что все разинули рот. Ни у кого не поднялась рука сказать что-то плохое о моих стихах. Все пришли в восторг. Я даже сама удивилась, а руководительница сказала, что это просто великолепно, и она как будто бы побывала на вступительных экзаменах в театральном вузе.

Сурова пригласила меня к себе домой и провела со мной беседу. Она почему-то решила, что мне нужно поступать в театральный вуз, и даже решила помочь мне в этом поступлении.

Этим, действительно интересным даром сногсшибательного чтения своих стихов я обладала довольно долго, но практически нигде не удавалось его показать. У меня не было доступа к микрофону, а когда доступ появился примерно в 2005-м году, тогда этот дар исчез.

Как взялся из ниоткуда, так и исчез в никуда.

И теперь я даже не знаю... я так вряд ли смогу. То ли, может, дело в микрофоне, тогда микрофонов не было. Может, заведусь как-нибудь, попробую. Было несколько раз, когда вот так получалось, я даже нигде не слышала, чтобы вот так было.

 

Текущее время 8 минут

 

 

О НАСТАВНИКАХ В ЖИЗНИ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ

 

Людмила Осокина. Ну, что еще сказать? В судьбе начинающего поэта очень многое зависит от того, кого он встретит в начале своей творческой карьеры, кто из профессиональных мэтров поддержит его на жизненном пути. Хороший ему попадется наставник или нет, добрым он будет или не очень, научит ли он чему-то хорошему своего подопечного, поддержит ли его в творческом росте или, наоборот, сломает его душевно и физически, поставит крест на его литературной карьере.

Я не зря упомянула про здоровую творческую атмосферу на литературной студии «Весы», это большое благо для начинающего. К большому сожалению, большая редкость, потому что в творческих кругах существует прямо противоположная атмосфера.

 

Текущее время 9 минут

 

 

ЮРИЙ ВЛОДОВ

 

Людмила Осокина. На литературной студии «Чистые пруды» я познакомилась с поэтом Юрием Влодовым, и с той поры моя жизнь круто изменилась.

Только по одной строчке «Я думаю, Исус писал стихи...» я поняла, что он — большой поэт.

С той поры, с марта 82-го года, мы живем вместе.

Жизнь моя, конечно, изменилась, я бы не сказала, что в лучшую сторону. Трудности, конечно, пришлось преодолевать большие, но так, сейчас более-менее всё утряслось.

Наставником он оказался никудышным. Единственное, чему я у него научилась... (поэт, он, конечно, великолепный, большой, скоро, кстати, будет его вечер в ЦДЛ)... как наставник, чему он меня научил, так это убирать повторы и усиливать концовки, а также писать стихи на производственную тематику и пейзажную лирику.

 

Текущее время 10 минут

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА НИКИТУШКИНА

 

Людмила Осокина. Ну, я думаю, что... чтобы мне сейчас передохнуть, я приглашаю... на вечер пришли мои друзья, приехал бард из Тулы — Александр Никитушкин. Он с нами знаком с 95-го года, с нашей семьей, это друг нашей семьи. И я приглашаю Сашу спеть парочку своих песен.

 

Александр Никитушкин выходит с гитарой к стоячему микрофону и начинает исполнять свою песню «Осень-ворожея».

 

 

1.

Осень-ворожея тонет в птичьем гаме,

Струны листопада в сумерках слышны,

Влажная аллея, лето под ногами,

Бледная лампада схимницы-луны.

(2 последние строки повторяются 2 раза)

Лади-да, лади-дай-да,

Бледная лампада схимницы-луны.

(эти строки повторяются 2 раза).

 

2.

Я пройду покосом, золотистым лугом,

Звездное бездонье, страхи отженя,

Окрести мя, осень, яблоневым духом,

Словно вещей сонью осени меня.

(2 последние строки повторяются 2 раза)

Лади-да, лади-дай-да,

Словно вещей сонью осени меня.

(эти строки повторяются 2 раза).

 

3.

Оплетают тени зыбким полукругом,

Словно паутинки, плача болево,

Скоро белы снеги, лебединым пухом,

Лягут на травинки детства моего.

(2 последние строки повторяются 2 раза)

Лади-да, лади-дай-дай,

Лягут на травинки детства моего.

(эти строки повторяются 2 раза).

 

Аплодисменты.

 

Александр Никитушкин. Спасибо. Еще одна песня, которая называется «Купальская ночь».

 

1.

Лучистое просо задумчивый Вышень

Рассеял во мгле голубой,

И месяц котенком, свернувшись на крыше,

Уснул за печною трубой.

По выгону бродит хмельная гармошка ....

Не ладят басы голоса,

А мне в этот вечер взгрустнулось немножко,

С чего бы, не знаю и сам.

Припев:

Упала на луга роса,

Купала расплескал небеса.

Ой-лели-лей, ой-лели-лей

Ой-лели-лей, ой-лели-лей!

 

3.

Мы были когда-то добрее и проще,

И жили души не тая,

И ныне плутает в березовой роще

Сбежавшая юность моя.

Я знаю однажды за дальним погостом

Растает в закатах наш путь,

Проносятся зимы, аукают весны,

Но жизни весну не вернуть.

Припев.

 

4.

Запляшет над лугом туманная замять,

Погаснет над ивой звезда.

Печальною птицей вспорхнет моя память

И станет кружить у гнезда.

Небесные кони сойдут к водопою,

Мой ангел умчит меня прочь.

Туда, где витая над лунной рекою

Щебечет купальская ночь.

Припев.

 

Аплодисменты.

 

Александр Никитушкин. Спасибо большое.

Текущее время 18 минут

 

 

ПЕЙЗАЖНЫЕ СТИХИ, СТИХИ О ЛЕТЕ

 

Людмила Осокина. (Встает с микрофоном из-за стола и выходит на середину зала.)

Решила вот сюда выйти, чтобы уж разгуляться так разгуляться!

Начинает читать свои пейзажные стихи.

 

* * *

Гуляю я с березками по лугу...

Рябинку обниму — свою подругу,

С ней пошепчусь и поделюсь секретом...

Как хорошо бродить по лугу летом! —

Смотреть на солнце в радости слепящей

И на траве прикидываться спящей.

 

* * *

В сосновой кроне заблудился солнца луч...

Он перебрал там тысячи иголок,

Бродил среди ветвей сучков и веток,

Вдруг останавливался, прыгал и метался.

Как путник средь запутанных дорог...

Беспомощно за шишки он цеплялся,

Кружился вдоль затейливых расселин

На вкрадчивой излучине ствола,

И, наконец-то вырвался на волю,

Спружинил вниз, рванулся, побежал!...

О, как плясал он в радости ребячьей!

О, как скакал по пляшущему лугу!

За бабочками дерзко устремлялся

С душистым ветром наперегонки!

Но обессиленный своею беготнею

Внезапно ослабел под вечер тихий,

И вот, едва передвигая ноги,

Пробрался он под сень березки робкой,

У ног ее обиженно улегся,

И задремал под нежный гомон листьев,

И так проспал до самого утра.

 

* * *

О как высоки были те разливные луга! —

Они удивленно глазами ромашек смотрели...

А в небе дрожала полдневного солнца дуга,

И сыпал кузнечик вокруг свои дикие трели.

 

Я падала в солнце, в цветы, в синеву, в высоту!

Вбирала слепой и настойчивый вкус аромата...

А солнце смеялось, свою осознав доброту,

Плескалась над лугом река быстротечного злата.

 

Крадущийся сумрак входил и ложился на луг,

И луг затихал, замирал в первобытной печали...

Тишайшей прохладой земля укрывалась вокруг,

И струны заката все глуше и глуше звучали.

 

Текущее время 22 минуты

 

 

ПЕЙЗАЖНЫЕ СТИХИ. СТИХИ ОБ ОСЕНИ

 

Людмила Осокина. Ну вот, это такие летние сюжеты. Ну не знаю, сейчас попробую перейди к осенним.

 

* * *

Природы затаенное дыханье...

Неуловимой осени приход...

И красок ослепительных сиянье

На мир в тиши минутной снизойдет.

 

Забудутся Москва, и электричка,

Звериные законы бытия...

Мгновение, сгоревшее, как спичка! —

Мгновение, длинней, чем жизнь твоя...

 

* * *

Туманы осени блуждали по дорогам...

Уж принахмурились растрепанные ели...

А ветер ластился к деревьям-недотрогам,

Играл им песни на расстроенной свирели.

 

Напитком свежести бодрит сухая стужа,

В глаза озер уже проник пугливый холод,

Ворчливо булькали в ответ ночные лужи, —

Что был их сон шагами быстрыми расколот.

 

Людмила Осокина. Я каждую осень писала по стихотворению об осени. Сейчас, правда, перестала.

 

* * *

Березок робкий круг

В щемящей желтизне...

И музыка строга,

И бережна, и ломка...

Играет ветер джаз

Им всем наедине

И ластится к стволам

Той музыки поземка.

 

Последний ветра всхлип —

Далеко-далеко...

Бестрепетный конец

Их трепетного бала...

И снова лист упал —

Прозрачно и легко

Прозревшая земля

В дождях затосковала...

 

Текущее время 24 минуты

.......................................................

 1    2    3    4

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com