ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Светлана ОСЕЕВА


Увеличьте обложкуО ТВОРЧЕСТВЕ СВЕТЛАНЫ ОСЕЕВОЙ. СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ
 

Светлана Осеева. Лепесток Хэ. Драгоценные камешки смерти».

Дрогобыч: Коло, 2010.

Московская презентация книги

Стихи из книги «Драгоценные камешки смерти»

Об авторе. Содержание раздела

 

Евгений МИНИН

РУССКАЯ ПОЭТЕССА С ЯПОНСКОЙ ДУШОЙ
Из рецензий на книгу «Драгоценные камешки смерти»

 

Русская поэтесса, живущая в Украине, с японской душой, улавливающей малейшие изменения макрокосма вокруг неё — так бы я охарактеризовал творчество Светланы Осеевой. Отдающая себя без остатка любому затеянному проекту — такая же она и в стихах, которые порой остры, порой кровоточат. В них теплится боль — за себя, за близких, за всех нас в её строках, о том, что всё гордое и талантливое может попираться и порой попирается чёрной силой.

 

Нам знать не положено,

думать — нельзя.

Такими как мы

прикрывают ферзя...

(«Пешка»)

 

Не зря это стихотворение, одно из программных в поэзии Светланы, выражает горечь. Поэтесса легко, без страха заглядывает за горизонт невидимого:

 

А потом остается немного, чуть-чуть:

научиться прощать и прощаться...

(«Мои маленькие молчаливые будды»)

 

Каждая строка у Осеевой, как нерв, она прожита и пережита, поэтому её стихи попросту меняют энергетику читателя — после чтения понимаешь, что поэтический мир автора неповторим и печален, со своими претензиями к окружающему её миру, и я бы сказал, требованием — стать чище и лучше.

Поймет ли мир призыв поэтессы? Прислушается ли он к ней?

Когда в заключение рецензии о книге желают поэтическому сборнику найти своего читателя, то в данном случае я желаю читателю найти эту книгу. А то, что она сделает его сильней в этой нашей жизни — сомнений никаких нет.

 

Евгений Минин, поэт, пародист. Иерусалим

Елена КАБАРДИНА

«ТВОЙ БОГ РИФМУЕТСЯ С ЛЮБОВЬЮ...»

Несколько слов о поэзии Светланы Осеевой.

 

«Как колокольчик крохотный во мне

звенит и плачет мой божок хрустальный...»

(Светлана Осеева)

 

Многогранность поэтического дара Светланы Осеевой кажется непостижимой. Глубокая внутренняя культура её личности, большой литературный вкус, воспитанный на поэзии Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Есенина, Мандельштама и любовь к японской литературной традиции создали удивительное сочетание искренности «чувственника», точности слова «смысловика» и фантастической нео-реальности «романтика». Отточенность слова и образов делает её стихи похожими на миниатюры Фаберже. Поэтическое сознание Светланы Осеевой рождает порой причудливые картины, и удивительна их палитра, в которой рядом с тёмными, почти языческими, красками («В нейтринном царстве духов и зверей, в стране зеркал, растений и ракушек ты слышишь влажный клёкот упырей и видишь ими выпитые души...») широкими светлыми щедрыми мазками ложится перламутровая небесная лазурь («дыханье духа, лёгкость праха — цветы, деревья, звуки, птицы...»), рядом с романтической навьей пристальностью, с которой она вглядывается в лики смерти — просветлённый, прямой и верящий взгляд в глаза Бога, рождающего новое пространство для поэтического слова.

 

«Удел поэта — дар канатоходца...

Отбросить прядь с усталого лица,

слить воедино прелесть и уродство,

тетрадь окинуть взглядом мудреца,

где толщи образов сгрудились бесноватых,

и разглядев утраченную суть

сквозь смутных смыслов флёр замысловатый,

словам их изначальный свет вернуть...»

 

Поэзия Светланы Осеевой — это поэзия видений и откровений, в которых символы и знаки свиты очень осторожно и нежно, и романтизм этих образов не оставляет гнетущего впечатления и не рождает страха.

 

«Когда едкий свет полнолуния

заливает всю комнату ртутью,

звездные звери приходят к тебе

слизывать кровь...»

(«Ангел на крыше», из книги «Твоя серебряная кровь»)

 

Поэтическая фантазия Светланы Осеевой вплетается в окружающую реальность — реальность достоверную и вымышленную, сотворённую её воображением, так сны прорастают в явь и вырастают из яви. Действительность слишком давит, ранит, она порой даже оскорбительна:

 

«Нам знать не положено,

думать — нельзя.

Такими, как мы

прикрывают ферзя.

 

На шахматном поле

вселенской тюрьмы

размен совершают

такими, как мы...»,

(«Пешка»)

 

Но и внутри вымышленной действительности тоже боль:

 

«О самом страшном вслух не говорят.

Сквозь призрачных событий мёртвый ряд

сознание, пронизанное болью,

по воздуху, по кончикам травы —

с огромным горем вместо головы —

тебя ведёт бесцельно и безвольно..»

(«Затмение»)

 

И эти две боли из обеих реальностей сливаются и переплавляются в одну:

 

«Прячут звонкие кастеты

В гуще диких орхидей

Одинаковые дети

Одинаковых идей...

...

Словно черви лезут в уши

Близнецы Ничто-Нигде...

Он не может больше слушать

Он уходит по воде»

(«Он уходит во воде...»)

 

Тема потери и обретения Бога, как мне кажется, одна из главных тем в творчестве Светланы Осеевой. И — с одной стороны — страх утраты этого — внутреннего — Бога, с другой — обретение его через Любовь.

 

«Твой Бог не мёртв, он спит, и мы — лишь сны

о зыбком отражении луны

над тёмной бездной, дышащей под нами —

летим над ней туда, где смерти нет...»

(«Однодневные бабочки бессмертия»)

 

Как у всех настоящих поэтов, между строк Светланы Осеевой — её лицо, её личность, и одна из самых важных черт этой личности — древняя, почти физиологическая женская жертвенность:

 

«Я буду писать тебе странные нежные письма,

Рисуя прилежно волшебные чёрные буквы.

А ты, каждый день отправляясь с собакой на пристань,

Менять будешь тексты мои на заморскую утварь.

Как струны, мизинцем потрогаю меридианы

На молью изъеденных географических картах,

И атлас закрыв, где таятся бумажные страны,

Я тихо заплачу, роняя алмазы на бархат.

Возьми эти горькие камни, отдай ювелирам —

Пускай мои слёзы сверкают в браслетах и кольцах!

И ты обменяешь всё это на лодку и компас

У хищных, бессовестно жадных торговцев Каира...»

(«Восточная сказка»)

 

И, как в восточной символике, тёмное «Инь» сливается со светлым «Ян», как над языческими идолами звонит православный колокол, как сны переплетаются с явью, так и в стихах Светланы Осеевой русалочье переплетается с небесным в одну Любовь к божескому и человечному.

 

«когда неизбежное кажется невозможным

тишина оборачивается колоколом и ты звонарь

когда касание становится единственной истиной

это любовь говорю я тебе это любовь

смертельная игра затеянная мною с Богом

тысячи лет назад»

(«Медиум», из книги «Твоя серебряная кровь»)

 

Поиски божьего — в любой реальности, в любом пространстве и времени, боль и страх за утраченное божье и стремление к обретению его вновь — по-моему, главное в поэзии Светланы Осеевой. И постижение этой божеской истины дорогого стоит.

 

«Мне кажется, что истина о нас

не здесь, а — там, где трогают созвездья

серебряные дети тишины»

 

— пишет Светлана, своим как женским, так и поэтическим чутьём понимая, что это обретение потребует жертв, что любое обретение, особенно Бога, который есть Любовь, возможно только через самоотречение, боль и даже смерть, но лишь — тогда...

 

«Всего одна игрушечная смерть.

Лишь тонкий прочерк в толще поголовья...

Ты не имеешь права не смотреть.

Нельзя. Твой Бог рифмуется с любовью...»

(«Драгоценные камешки смерти»)

 

Это всего лишь малая часть того, что можно и нужно написать о стихах Светланы Осеевой.

 

С уважением и любовью,

Елена Кабардина (Москва, Россия)

Наталья БЕЗЮК

Светлана Осеева. ВРЕМЕНА ГОДА

 

«Дар был неслыханным...»

 

«Времена года» Светланы Осеевой — сказочный калейдоскоп, ряд мистерий. Ангелы, слетающиеся к божественному свету Рождества и бьющиеся в стекло, молитвенно сложенные ладошки первых листьев, святость и девственная непорочность.

Но сквозь ликованья весны — чёрные пророчества, грядущий Армагеддон любви. Лето, любовь — грехопадение, язычество. И неизбежная осень, подводящая итоги. Будет зима — но уже новая, стёклышки лягут иначе, потому что

 

«расстоянье во мне от меня до меня

столь огромно что можно

нечаянно поскользнуться

и упасть на твёрдую землю».

 

И каждая из четырёх сказок настолько красива, что хочется любоваться её игрой, погружаться в неё снова и снова:

 

«Сосуды уже переполнены

тонким вином

оранжевым медом

елеем и амброй

и сладким нектаром

и солнечным светом».

 

Редактор литературного журнала «Точка Зрения»,

Наталья Безюк

Стр. 2

Стихи из книги «Драгоценные камешки смерти»

Московская презентация

Светлана Осеева. Об авторе. Содержание раздела

Купить мебельную стенку www.dybok.com.ua. . Обслуживание и ремонт ворот CAME недорого

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com