ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

МАСТЕР-КЛАСС


СОДЕРЖАНИЕ

Школа рецензентов. Мастерская Сола Кейсера

Дмитрий Дрозд. «Реформа рифмы»

Эдгар Аллан По, статья «Философия творчества»

Лаборатория переводчика

Советы начинающим авторам

ШКОЛА РЕЦЕНЗЕНТОВ

СОЛ КЕЙСЕР
Обладатель Золотого пера Руси «За высокое мастерство сетевых рецензий».

Занятие первое. «Скрипят балясины»

Сол КЕЙСЕР. Давайте вместе поработаем над этим стишом. Мне необходимо применить фразу «Я спросил у ясеня».

 

Жизнь уже отплясана,

Песенки пропетые...

Вверх иду по лестнице —

Престарелый стерх.

Я спросил у ясеня:

«Жизнью мы пригретые,

Вон — старуха-крестница,

Не пора ль наверх?»

 

Не ответил ясень мне,

Рухнул растревоженным,

Мне без друга вечного

Суждена тоска.

Лишь скрипят балясины...

Очень с ним похожи мы

Жизнью быстротечною,

Близостью звонка.

 

Слово «престарелый» как бы выбивается из стиля. Может — «опаленный», «обгорелый», «приземленный», прррр?

 

АЛЕЖНА. Сол, дорогой... Легче написать новое стихо, чем исправить это, но если очень хочешь, то будем его кромсать построчно...

 

СОЛ. Хочу! Давай кромсать!

 

 

Андрей ГЛУХОВ. Глубокоуважаемый Сол! ВЕЛИКОЛЕПНО!!! Спасибо за этот праздник поэзии! Ничего подобного мне ещё не приходилось читать. Примите в знак глубочайшей благодарности мои скромные вирши:

 

Ух, блин, и набрался я,

Доллары пропитые...

Вниз лечу от крестницы,

Как нетрезвый стерх.

Откопал под ясенем

Три рубля зарытые

И ползу по лестнице...

Блин, теперь наверх.

 

И ещё:

 

Я спросил у ясеня:

«Хочешь стать балясиной?»

Ясень растревоженный

Рухнул, как подкошенный.

 

Новых удач и находок.

 

 

СОЛ. Во-первых, я люблю подставляться. И, как видите, вполне успешно: некоторые клюют на наживку.

Точно то же я вытворяю и с прозой. Например, мой памфлет [«ЧХА. Сатира по мотивам Интернета», — ред.]. Правда, только один пока клюнул.

Во вторых, я обожаю выставлять заведомо закрученную хрень, чтобы ПРИ РАЗБОРКЕ читатели видели, что следует и что не следует делать в работах.

Такого типа, с понту заумными, рифмовками переполнен рунет. И уже — Интерлит.

Алежна это поняла. Я выставил стихо для умных. Название подобрал ни в склад, ни в лад... И даже затравку бросил: одно слово, дескать, мне не подходит...

 

 

АЛЕЖНА. Итак, первым делом снимаем шляпу, чтоб удобнее было за ухом чухать, думы думая.

Берем первую строчку за основу... А куда деваться от отплясана — ясеня.

Итак:

 

Жизнь уже отплясана

Понятно

Песенки пропетые...

А вот «песенки пропетые» не в жилу...

Как вариант сохраняющий рифму:

«Песни все пропеты и...»

 

Вверх иду по лестнице

Престарелый стерх.

По какой лестнице (вверх, понятно) идет престарелый («опаленный», «обгорелый», «приземленный») белый журавль? Герой отожествляет себя с белым журавлем или?..

Никогда не могла определить возраст у птицы... Тем более у такой прекрасной, как стерх...

Ну, я потом тебя спрошу какой должна быть эта белая птица, после того как объяснишь про лестницу...

 

Я спросил у ясеня:

Тр... стоп... Что-то ясень у меня с белым журавлем не склеивается... Погнали смотреть, где этот стерх обитает.

 

Стерх или белый журавль (Grus leucogeranus) — один из видов журавлей, гнездящийся в низовьях Волги, по берегам Сыр-Дарьи, в Киргизских степях, в северной части Туркестана и местами в Сибири. Зимует в Северном Китае, в Северной Индии и отчасти в Закавказье (см. Журавли).

Журавли (Gruidae) — семейство болотных птиц (Grallae). Клюв длинный, суженный в области ноздрей, верхняя и нижняя половинки его с плоской бороздкой, доходящей до середины, носовые ямки спереди уплощены, лоб сужен и уплощен, шея очень длинна, длиннее плюсны, крылья длинны, с удлиненными ручными маховыми и кроющими перьями, хвост прямой и короткий, плюсна очень длинна, из коротких передних пальцев средний соединен при основании с наружным, задний мал и прикреплен выше передних, когти малы. Большие птицы с стройным сложением, живут на влажных низменностях и питаются преимущественно растительной пищей, особенно зернами, а также почками, кончиками листьев и пр.; едят также насекомых, мелких земноводных и других позвоночных. Поедая хлебные зерна, Журавли приносят иногда значительный вред, особенно в Индии во время зимовок; очень любят горох. Журавли ходят обыкновенно размеренным шагом, выражают возбуждение пляской и прыжками, летают быстро и выносливо, совершая необыкновенно быстро далекие перелеты. Очень общительные птицы, но в период размножения разбиваются на пары; гнездятся на болотах, кладут 2 яйца, которые высиживаются обоями родителями. В противоположность остальным болотным Журавли — птенцовые птицы.

(с) Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

 

После приобретения энциклопедических знаний начинаю еще больше сомневаться в том, что есть что-то общее у болотной птицы и ясеня. Может ли ясень вырасти в болотной местности... Сол, сходи в энциклопедию и посмотри где ясени растут...

 

«Жизнью мы пригретые,

Вон — старуха-крестница,

Не пора ль наверх?»

 

Вот этот абзац совсем не поняла... Старуха-крестница и тетка с косой — это одно и то же?.. Под теткой с косой подразумеваю не Юлю Тимошенко... а другую тетку, в саване она еще ходит.

Додумывать не могу. Лучше ты сам мне открой тайну, куда, с кем и откуда взялось «мы»? Был Я. Был стерх... Мы — это «я» и «стерх» или?..

 

Вторую часть после приготовления ужина... У меня семейство требует ХЛЕБА, ему пока не до зрелищ.

 

 

Борис КОЧЕРГА

 

Я спросил у ясеня

как-то поздней осенью:

как тебе балясина

моих виршей, дуб?

И ответил ясень мне,

сильно растревоженный:

за твою отплясину —

я могу и в зуб!

 

Я спросил у ясеня...

А потом у осени...

И подумал я себе...

ну, и ничего себе!

 

 

СОЛ. Ответ АЛЕЖНЕ. И вдумчивым читателям.

Какие выводы мы должны сделать из первой части обзора Алежны:

1. Внося в стих любую информацию, нужно следить за сочетанием образов.

2. (См.п.1) Для этого в сети есть масса справочников: Толковые словари, Энциклопедии, на (извините) худой конец — Википедия.

3. Применяемые слова должны не только сочетаться (см. п.1 и п.2), но и их числа, падежи и смыслы — должны быть точны и понятны всем.

Пример 1. Слово «МЫ» в шедевре не лепится. Сомнительно и применение образа смерти, возникшей, в принципе, из ничего.

Пример 2. Сомнительно пребывание в одной точке пространства ясеня — дерева южных и средних полос планеты — и стерха, обитателя крайнего севера (летом) и болотистых мест юга (зимой).

4. Возникший в стихе, внезапно, как град посреди бела дня, образ должен быть на своем месте. Например: «лестница» — пришей Пегасу хвост, её появление совершенно не понятно, текстом не подтверждается.

Алежна, я правильно итожирую?

(Борису Кочерге). Нормально, Борис. Первая строфа — «лучше качеством была».

В пародиях тоже должны соблюдаться правила.

Так, например, совершенно непонятно, что случилось со словом «моИх»?

Что оно Вам сделало плохого, если ударение в нём вдруг упало на «мОих»?

Балясина не бывает одна. Они — опоры перил лестницы. (Одна — бывает только в морской терминологии: что-то близкое к штурвалу, лень вспоминать...)

Поехали дальше.

Рифма «осенью-растревоженный» — плоха, как старый валенок.

Слово «мне» зависло над пропастью и вообще ни с чем не рифмовано.

Таким образом, четкая рифма, правда — червивая, наблюдается только в словах «дуб-зуб».

И на том спасибо!

Образ Осени тоже выплыл из ниоткуда, как броненосец Потемкин из одесского тумана, по дороге в никуда.

 

 

АЛЕЖНА. Кто тут шумит? Училка пришла... Сытая... Довольная... Оясененная... Вот бы моя ботаничка порадовалась таким знаниям...

Итак, часть вторая.

 

Энциклопедические сведения:

Ясень произрастает преимущественно в центральной части Европы, хотя имеет американские и японские разновидности. Древесина ясеня светлая, слегка желтоватая, с хорошо выраженным характерным рисунком текстуры на срезе. Заболонь и зрелая древесина практически не различаются. Ясень по твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен и поэтому часто используется для спортивных объектов. Он хорошо поддается механической обработке.

.................................................

Ясень обыкновенный — F. excelsior L.

Распространен в европейской части России (до Волги не доходит), в лесах горного Крыма и Кавказа, по всей Западной Европе, в Средиземноморье и Малой Азии.

Наиболее известный представитель рода. Дерево до 30 м высотой, с широкоовальной, ажурной кроной, с прямыми, малоразветвленными ветвями и непарноперистой листвой. Кора ствола первоначально пепельно-серая, почти гладкая, позже с глубокими, продольными и мелкими поперечными трещинами. Молодые побеги голые, зеленовато-серые. Почки черные с бархатистым опушением, очень эффектные на фоне голых ветвей. Листья непарноперистые, из 7-9 сидячих, широколанцетных, пильчатых по краю, сверху ярко-зеленых листочков, снизу — зеленых, волосистых по жилкам. Цветки без околоцветника, невзрачные. Плоды — крылатки, до 5 см длиной, часто сохраняются на ветвях всю зиму.

Растет быстро, светолюбив. В молодости недостаточно морозостоек, во взрослом состоянии выносит понижения температуры до —40°С. Воздушную сухость выносит хорошо, почвенную — хуже. Требователен к почве, недостаточно дымо— и газоустойчив. Размножается семенами, которые без стратификации прорастают лишь на второй год. Декоративные формы размножаются прививкой на основной вид. Живет до 300 лет.

Это я самые существенные для разбора стихотворения пункты привожу. А вообще я даже вообразить себе не могла, что мне придется столько перелопатить литературы, чтобы понять то, что ясень имеет очень плотную структуру древесины, по прочности не уступающую дубу, по ценности красному дереву... И ко всему прочему имеет вязкую древесину... Живет до 300 лет...

 

Не ответил ясень мне,

Рухнул растревоженным,

 

Ну и друг вечный у нашего лит. героя... Точно вечный... Это как же нужно было его спросить, чтоб вековой, прочный и вязкий... рухнул растревоженно?

Теперь я понимать начинаю, почему старуха крестница, а не крестная... Герой-то наш однозначно старше этой старухи, подстать вечному другу...

Мне без друга вечного

Суждена тоска.

Такого красавца пережить... Тут и затосковать можно.

 

Лишь скрипят балясины...

Вот чьи эти балясины? Почему скрипят... Ах, да, лестницы...

Кстати, Сол, словарь Ожегова утверждает, что балясина может быть в единственном числе...

Балясина, -ы, ж. Точеный столбик перил, ограды.

 

Очень с ним похожи мы

Жизнью быстротечною,

Мдя... Триста лет быстротечными даже ворону не покажутся...

Вопрос: А сколько живет «престарелый стерх»? Теперь начинаю понимать, почему он престарелый.

 

Близостью звонка

 

ФСЁ, звонок... Неформальный урок закончен... Перемена. Все могут писать стихи...

 

Сол, дорогой!

Ты очень хорошо систематизировал мои картинки... Вот он талант прозайца!!!!

Если честно, то я не уверена, что систематизация и знания помогут кому-то стать поэтом... Они могут помочь поэту стать Поэтом...

 

 

Юлия ЧИЖ. Хотела только требуемую (еле выговорила) строчку перепеть... но опять не в ту степь увела путь-дорожка... Сол, надеюсь, что не обидитесь.

 

Жизнь уже отплясана,

Песенки пропели... и...

Окончанье лестницы

Глаз «поймал» вдали...

Крутится напраслина

Времечком-пропеллером:

Смерть — старуха-крестница,

Манит в «короли»...

 

Но посулы сладкие

Не проходят. «Слипнется!» —

Отвечаю весело

Грымзе и смеюсь.

За пустыми лясами

Прячется опасная,

Как трясина с ряскою,

Безнадёга-грусть

 

СОЛ. Вот это совсем другое дело!

 

ЮЛИЯ. Рада, что понравилась моя шалость.

 

СОЛ. Оч-чень понравилась!

Ты же знаешь, откуда взялась фраза «Я спросил у ясеня».

Ссылки давать не этично, поэтому поясню для всех наших авторов.

На сайте, куда Юля затащила меня пару месяцев назад, есть форум. На форуме — папка «Фильмоскоп». Там один раз в две недели админы дают задание написать стиш, в который необходимо включить конкретную фразу.

В одном из недавних разговоров на нашем форуме я привел пример стиша с фразой «Если вы на женщин очень падки».

Вчера утром, просматривая задания ГОДИЧНОЙ давности, обнаружил фразу «Я спросил у ясеня».

Вот и родилась идея написать «учебно-развлекательный» стиш, на который Юля сделала блестящую, на мой взгляд, пародию.

Ей даже удалось передать тоску. Одновременно с ярким юмором.

Такие дела.

 

(Алежне). Блестящий разбор!

Дополнительные выводы:

1. Слова следует подвирать (подБирать?) очень тысычиательно!! Одно слово может испортить даже мой шедевр. Типичная ошибка — «крестная — крестница».

2. Точность слова — удел Поэтов. Не рифмовщиков. Пример: нужно ДОПОЛНИТЕЛЬНО пояснять (а это уже никого из читателей не печет), что МОЙ ясень, которого некоторые принимают за дуб, был в стихе уже в солидном возрасте. Или — что автор шедевра собирается жить дольше своих родителей, умерших в 85-87 лет. (Собирается, но это тоже никого не интересует!)

3. Следует категорически избегать того, что я называю в своих обзорах «вычурными красивостями»: бессмысленно подобранных слов. Они у поэта должны литься свободно, как выдержанный коньяк (сорри) из хранцузской бутылки.

4. Его Величество Поэт несет ответственность за каждый звук своей работы. Никак не иначе.

 

Самый главный итог у меня изо рта вырвала Алежна, с ней ПЛОХО стихи кушать!

...ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО Я НЕ УВЕРЕНА, ЧТО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗНАНИЯ ПОМОГУТ КОМУ-ТО СТАТЬ ПОЭТОМ... ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ ПОЭТУ СТАТЬ ПОЭТОМ.

Спасибо за внимание!

09-10.11.07

Борис Попов. «Я назвал себя поэтом...»

Ах, Лотта, Лотта-стрекоза...
О поэме Ксаны Василенко «История Лотты»

Дмитрий Дрозд. «Реформа рифмы»

Эдгар Аллан По, статья «Философия творчества»

Лаборатория переводчика

Советы начинающим авторам.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com