ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Соломон ВОЛОЖИН


http://art-otkrytie.narod.ru

НАДОЛГО ЛИ ХВАТАЕТ ОДНОГО ТАЛАНТА (БЕЗ ИДЕАЛА)?

(О стихах Алены Кривецкой)

Есть мнение, что история искусства есть история духа, выражаемого большими стилями, повторяющимися в веках, мутируя и уменьшаясь в длительности повторов и числе своих адептов. Постмодернизм — один из таких стилей.

 

С появления Жуковского в русской литературе известно, что логичность, ясность, столь ценимая в классицизме не нужна и вредна романтизму, разочаровавшемуся в Разуме. И разочарованному во внешнем мире, певцу мира внутреннего, неясного, неопределенного, тогда не нужны еще и главные значения слов. Хватает второстепенного какого-нибудь значения, если ассоциация получается нужная этому внутреннему миру.

Скажем, слово «дай»... Его обычно произносит не имеющий, нуждающийся, он обращается к кому-то. Но если в стихотворении не понятно, к кому это обращено, и если слово выделено в отдельную строку, то начинает звучать повелительное наклонение глагола, выпячивается всесилие внутреннего мира, освободившего себя от зависимости от мира внешнего. Солипсизм дан таким «дай». Solus — единственный + Ipse — сам. Несомненна реальность лишь одного моего сознания. Конечно, всего лишь лишенец прибегает к такому деформированию действительности. Главное значение слова «дай» не исчезает напрочь. Но поражение несчастного оборачивается победой.

Это я подступил к стихотворению Алены Кривецкой «Такая игра».

Всмотримся в другие его элементы.

«Роль без зала и оваций»... Это не репетиция. Потому что действует ассоциация от наличных в стихе «зала и оваций».

В обычном сообщении кибернетики вычленяют три механизма: 1) ассоциативный (когда создается впечатление от набора слов), 2) корреляционный (услышим: сапоги всмятку,— и понимаем: не вяжется), 3) грамматический (проверяешь рукопись статьи поздно вечером в усталом состоянии; взгляд скользит по строчкам, обращая внимание лишь на то, присутствует ли в каждой фразе подлежащее и сказуемое, согласованы ли они в роде, числе и падеже... Это — работает лишь грамматический и дремлют ассоциативный и корреляционный механизмы).

Почему у Кривецкой тут дремлет корреляционный? Почему выпирает абсурд? — Может, от предшествовавшего длиннейшего «безукоризненно». ТАК стараются скорее на премьере, чем на репетиции.

Ну а зачем автору абсурд, вы уже прочли.

Каковы сами по себе слова «расчетливый» и «выгоды»? — Довольно позитивны. Обыденная точка зрения ближе к презумпции Разума, вот они и позитивны. — Не то у Кривецкой. Потому что она их поместила вон в какое окружение: «расчетливый банкир, Где обманы, выгоды, измены». А чуть раньше стоят сюда же относящиеся нехорошести: «холодный» и «бушующий». — И где это находится все? Во внешнем мире или во внутреннем? — Там «банкир». Там не мысленные операции, а реальные действия. Живого человека, банкира. Конечно же, это внешний мир. Воспевается-то романтиком внутренний мир. Вот внешний для него и негативен.

А может, то не внешний, а высший? «Где судьба»... Что-то мистическое, надмирное? — Но троекратная анафора «Где» в ответ на «Где», соединенное с якобы надмирностью, это четыре раза повторенное наречие, связанное с уточнением обстоятельства места, — говорит о приземленности, а не надмирности. А стоящее в стихотворении «Якобы», относящееся к этой приземленности, ее еще и обесценивает. Вполне в духе упомянутого солипсизма.

И еще — тема театра, взаимопревращений. Притворство — непритворство. Счастье — несчастье. Моральность — аморальность. (Или лучше не погружаться в эту пучину.) — Царство иррациональности, рожденное разочарованием в рациональности.

 

Казалось бы, можно кончить этот синтезирующий анализ.

Но почему как-то не чувствуется УТВЕРЖДЕНИЯ нового идеала, сменившего идеал рациональности? Как-то недопревращено поражение в победу. Бьющий по мозгам сюжетный перевертыш с театром посильнее все же непросто осознаваемых романтических изысков в лексике. И название — «Такая игра» — имеет, помимо театральной игры (двусмысленности относительно таких огромностей, как искусство, правда/добро и жизнь), — имеет смысл уничижительный — игра, что находится в ряду с развлечением, занятием.

Наше время, говорят, — время смерти идеалов... Постмодернизма. Название «Такая игра» имеет ведь смысл: «Пустяк».

 

И другое стихотворение Кривецкой имеет подозрительное название — «Ничто» *.

«Я не верю в любовь». — Демонистка, казалось бы (что почти то же самое, что романтик): вон — и смерть презирает. Но... «Я оставлю ее на потом», любовь. — Ирония. Отнят и этот идеал. Да и «в лоб» было бы оставить демонизм: «Я не верю в любовь».

 

Третье стихотворение — «Стихус суицидус». — Опять в названии насмешка над демонизмом.

К чему ведет сюжет? — 1. «кого-нибудь любят» (не известно, кто кого) — «их кто-нибудь любит» (совсем маловолнительно для объекта любви). — 2. «СПА-А-А-АТЬ» (еще менее волнительно). — 3. «Мой последний день Завершается» (это смерть? — вряд ли, судя по названию; скорее нирвана какая-то: «Нет ни грусти, ни одиночества... Нет ни горести, ни отчаянья»). Или что если вообще все идет просто к пофигизму?

 

Под стать и название четвертого стихотворения — «Destructio». Содержание, правда, «лобовое». — Ну так сколько же может держаться на пике продукция человека, не одержимого никаким идеалом?

 

Есть, правда, и «Constructio». Но оно, похоже, не отличается от своего противоположно названного стихотворения.

 

Хватит.

 

13 октября 2006 г.

___________________________________________

* Первоначальный вариант. — Ред.

Статьи С.Воложина (указаны авторы рассматриваемых произведений):

С. РублеваЕ.ПетуховаЕ.БарановаИ.Мень / Н.БалуеваЕвг.БатуринА.ФроловМ.МосулишвилиД.РасуловаН.Тарасов — А. Кривецкая — Ю.ДобровольскаяЛ.ГалльЕ.МосквинВ.ВладмелиА.КоваленкоТ.КалашниковаМ.БеленькийИ.ПильИ.БережкоА.Блэкбек —  М.ЕфимкинЛ.НочьА.ПетрушинЕ.АлымоваМ.Золотаревская

Эссе

Альманах «ИнтерЛит.01.06». Е-книга  в формате PDF в виде zip-архива. Объем 1330 Кб.

Загрузить!

Всего загрузок:

Подъемник электрогидравлический купить купить подъемник для автосервиса.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com