ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Кирилл КОВАЛЬДЖИ


 

Анаит ГРИГОРЯН

ЗА ГОРИЗОНТОМ ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР

Кирилл Ковальджи. Дополнительный взнос. — М.: Библиотека журнала «Дети Ра», 2012

 

Две вещи всегда наполняют душу новым и все возрастающим удивлением и благоговением,

чем чаще и продолжительнее занимается ими размышление:

звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.

Иммануил Кант, «Критика практического разума»

 

Автор этой книги как будто живет по соседству с читателем и спокойно, неспешно, без витийства и преувеличенных эмоций рассуждает о жизни, и в рассуждениях этих мудрость сочетается со взглядом детски-наивным, способным удивляться каждому новому мгновению бытия.

 

Глядя на воробья

философствую я:

как бессмысленна жизнь и прекрасна!

 

В то время как значительная часть современных стихов стремится к усложнению, затуманиванию образов, искажению и смещению смыслов, отказывается от традиционной рифмы, автор «Дополнительного взноса» создает предельно прозрачные и внятные образы, избегает недоговоренности, нередко пользуется, когда это уместно и необходимо, традиционными рифмами и в то же время — с легкостью играет ритмом, размерами, формой (в небольшой по объему книге органично сосуществуют сонеты, верлибры, афоризмы-одностроки. Стихотворения Кирилла Ковальджи можно сравнить с произведениями пластического искусства, настолько непосредственного они требуют восприятия — практически визуального. В интервью журналу «Дети Ра» Кирилл Владимирович отмечает, что «в поэзии язык — это сама цель!» («Дети Ра», 2013, № 6 (104)). В его собственной поэзии слова возвращаются к своим изначальным значениям, очищаясь от иных смыслов.

За «пластическими» строками и рифмами Кирилла Ковальджи — всегда человек, при всей своей экстравертности и откровенности — никогда не навязчивый, не ищущий своего читателя и слушателя, но терпеливо его ожидающий. В созданном поэтом мире действительно некуда торопиться и ни к чему суетиться: жизнь в нем сложна и прекрасна — не только своими счастливыми минутами, но и трагическими, а смерть — не окончательна. В том, как автор говорит о жизни и смерти, заключена, как представляется, главная загадка книги: с одной стороны, речь идет о жизни самой обычной, человеческой, полной человеческих забот и волнений, человеческих чувств и человеческих разочарований — таких, казалось бы, незначительных в масштабах Вселенной! — о жизни, рассказанной по-философски скромно и просто, почти без применения метафор; с другой стороны — эта обычная человеческая жизнь не обрывается в никуда, не растворяется бессмысленно в углеродном цикле, но, вплетаясь в пеструю ткань бытия, становится частью вечности и сама обращается в вечность.

 

Возникну когда-нибудь, как я возник

из небытия. Я теплый, пощупай.

Доволен я мыслью мудрой и глупой:

не кончится миг.

 

Уйдя — со всех наплываю сторон,

и вы без меня — навеки со мною.

Я буду нигде, раскинут судьбою

во весь небосклон.

 

Кирилл Ковальджи печатается уже около шестидесяти лет (первый сборник его стихотворений «Испытание» увидел свет в 1955 году). За этот период в поэзии появилось множество направлений и течений, однако творчество Кирилла Ковальджи все это время развивалось в рамках традиционной русской поэтической школы. Творческий путь поэта можно определить несколько измененными строками из его собственного стихотворения: «…в поэзию после Пушкина и Пастернака — и все-таки…». Как заметила Татьяна Бек, «Кирилл Ковальджи — один из немногих в нынешней русской поэзии органичных выразителей психологической нормы, “добра и света”. На фоне трезво симулированной патологии и артистично сыгранного бреда это представляется мне смелостью, твердостью и верностью себе» («Антология шестидесятников», 1994).

«Дополнительный взнос» — книга о старости. Поэт предельно честен с собой и с читателем, и в этой, казалось бы, безжалостной честности — источник его оптимизма. Лирический герой стихотворений Ковальджи с одинаковым бесстрашием смотрит в прошлое и в будущее; Замысел, согласно которому устроен мир, не подавляет и не ужасает его своим величием, но неизменно восхищает, и тайна смысла жизни оказывается понятна в своей непостижимости:

 

Но позвольте —

кто-то зачем-то старался для нас,

чтобы именно мы увидели мир

не тогда, не потом,

а сейчас!

 

Кирилл Ковальджи устремлен к свету, отрицая тьму; его герой иронизирует, когда другой впал бы в уныние, прощает, когда другой бы проклинал, любит и тогда, когда другой, быть может, возненавидел бы. О христианском восприятии жизни «как величайшего подарка» говорит в своей статье о творчестве Кирилла Ковальджи критик Эмиль Сокольский, сопоставляя произведения поэта с творчеством Евгения Винокурова, Олега Чухонцева и других поэтов («Независимая газета», 14 мая 2009 г.). Горький сарказм и угрюмая озлобленность чужды лирическому герою Ковальджи так же, как раздражение и стремление поучать других. Scio me nihil scire. Я знаю только то, что ничего не знаю.

 

Вселенная стремится к холоду,

А жизнь — к теплу.

Не говори, что все расколото

На свет и мглу.

Болит душа, стремится к большему,

Туда, где Бог,

Прибавить хочет к свету Божьему

Свой огонек.

 

Бывает поэзия не о любви, но поэзии без любви, наверное, не бывает. «Дополнительный взнос» — книга о любви, написанная с любовью, о любви к жизни. Женщина в стихотворениях Кирилла Ковальджи предстает такой же тайной, как сама жизнь: к ней можно приблизиться, даже дотронуться до нее, но она всегда остается недостижимой и неразгаданной:

 

Я люблю эту девочку, эту девушку,

я замираю, когда ее вижу,

но мне семь лет,

мне нельзя.

(…)

 

Я люблю эту девушку, эту красавицу,

я замираю, когда ее слышу,

но я уже умер давно,

мне нельзя.

 

Лирический герой Кирилла Ковальджи во многом похож на Дон Кихота: он остается рыцарем в век, когда рыцарство давно кануло в прошлое, и говорит о смыслах, когда все смыслы, казалось бы, отвергнуты и разрушены. Только, в отличие от благородного испанца, он не безумен, его речь внятна и полна уверенности: за горизонтом еще не вечер.

Опубликовано в журнале: «Знамя» 2013, №12

Сонеты (Библиотечка поэзии СПМ)

Кирилл Ковальджи. «Мозаика-жизнь...» Книга прозы

Елена Шуваева-Петросян. Интервью с Кириллом Ковальджи

Людмила Осокина. Идеальный литератор Кирилл Ковальджи

Кирилл Ковальджи. Все хорошие поэты необычны (о Юрии Влодове)

Качественный Расширительный бак Рефлекс

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com