ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр КОСТЮНИН


Об авторе. Содержание раздела

ИНГУШЕТИЯ
Дневник поездки

 

От автора:

Мой дневник поездки — не жидкий ручеёк воспоминаний, не слащавый привет с телевизионного ток-шоу жителям родной деревни, не усыпляющее лёгкое чтиво. Это — бурный поток с искорёженными обломками ХХ века, фрагментами людских судеб, обрывками фото, слезами, «человеческими черепами, застывшими в широкой добродушной улыбке...» Я, большей частью, слушаю и подмечаю. На страницах предоставлено слово самому ингушскому народу. По жанру текст ближе к стенограмме встреч, бытописанию, путевым заметкам.

А по существу — боль.

По существу — сель.

 

Сель...

 

Прислушайтесь к грохоту его.

Сель — как литературный жанр.

 

 

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

 

ПЛАЦКАРТ

Дувцар [1]

 

 

Впереди идущий — мост для идущего следом.

Хьалхаводар тIехьавоагIачун тIий да.

Ингушская пословица

 

«Седина в бороду — бес в ребро!» — гласит русская поговорка.

Правы мудрецы...

Только старческие симптомы проявляются по-разному. Вашего покорного слугу на старости лет охватила тяга к бродяжничеству. Что-то внутри не даёт покоя, не позволяет вести степенный, осёдлый образ жизни, гонит в путь... Будто спешу успеть напитаться жизнью на излёте. Словно кто-то, помимо воли, грубо выпихивает меня за дверь... следом выставляя нехитрые пожитки. Дверь захлопнулась, ключ в замке провернулся...

Стоишь и вдруг остро понимаешь: предстоит дальняя дорога.

 

Сосед Вася, как пограничный столб, всегда на посту. Всегда последним провожает меня в дальний путь, первым встречает. И всякий раз перед трудной, долгой дорогой находит он слова ободрения:

— Что, Александр, опять на Кавказ?

— В Ингушетию.

— Ну, и правильно, поезжай хоть ты... кому-то ведь надо. Больше нема дураков.

 

В Ингушетию поезда не каждый день, желающих невелик наплыв (тут Вася прав!). Маршрутом «Москва — Владикавказ» добирался до Беслана, там — до Назрани такси. Какой будет поездка?.. Как встретят?.. Что за народ ингуши?.. Вопросы, вопросы, вопросы стучали в мозгу в такт музыкальной композиции «Пи эр квадрат». Ответа на них не было и быть в тот момент не могло. Благословение в дорогу получил, а там... О погоде на завтра узнаем послезавтра.

Шумные торговцы беспрерывно снуют по вагону, носят товар: кто мёд, кто пуховые платки, журналы, варёную картошку, кто горячие пирожки... у одного — целая корзинища с копчёной колбасой.

— Выглядит аппетитно, красиво, — дородная соседка шумно втянула воздух и полезла за кошельком.

С верхней полки хриплый голос:

— Красыво? А из чего она? Может, зарэзали кого...

«Слава тебе, Господи! Не ошибся поездом, на Кавказ еду», — облегчённо подумал я.

Женщина замерла на миг... затолкала кошелёк обратно в сумку.

Голос сверху принадлежал хмурому мужчине спортивного телосложения. Звали его Кужи. Кужи родом из Южной Осетии, участник четырёх войн, поэтому все его шутки чёрные: на срочной службе угодил в Армяно-Азербайджанский конфликт; потом вляпался в выяснение отношений Северной Осетии с Ингушетией (друг позвал); затем в разборку Абхазии с Грузией; ну, а то, что в родной Южной Осетии с Грузией делил власть, так сам Бог велел (я так бы сказал).

Но Кужи в Бога не верит:

— Пусть он сначала ответит мне: почему столько зла на земле. Пусть вера сама меня ищет.

А соседка из Кабардино-Балкарии, не купившая колбасу, вела беседы о хлебе насущном:

— Раньше в станицах многие держали скот, сейчас нет. У нас на подворье до двадцати свиней доходило, да три коровы. Муж — водителем в совхозе. У него в кузове дырочка просверлена: на обед домой приедет, два ведра зерна ссыплет. Теперь совхозов нет, одни частники.

Жаловалась она на жизнь долго, занудно...

Её можно понять: на селе формируется, зарождается класс собственников, бузить, волынить, воровать у них несподручно. Как жить вольным людям — непонятно! Душно!.. Дальше так продолжаться не может.

На этой позитивной ноте я задремал...

 

Вагон плацкартный — передвижной российский базар с торговками, пересудами, спорами, храпом, шуршаньем, чавканьем, детским плачем, позвякиванием стаканов, задушевными беседами. Для писателя плацкарт — творческая лаборатория на колёсах, заповедник людских характеров и образов. Хотя, если разобраться, — вся наша жизнь «плацкарт». Катимся мы по жизни под стук колёс, созерцаем, глядя в окно, что происходит на земле, ахаем-охаем! а бывает, не вставая с места, сами становимся участниками событий: то сладкой задушевной беседы, то дрязг и склоки... и уж кому совсем не повезёт, крушения.

«Каждому — своё», — приговор Цицерона обжалованию не подлежит.

Да, каждому своё. Моё — писать.

Писать в пору, когда читают лишь интеллектуалы, как во времена Пушкина и Лермонтова.

И обижаться тут не на кого.

Как там у поэта [2]:

 

На лень мою я не в обиде,

Я не рождён иметь и властвовать,

Меня Господь назначил видеть,

А не кишеть и соучаствовать.

 

У Васи сформировалось против Кавказа устойчивое предубеждение, переспорить его трудно, скорее невозможно. И не один он такой. Однако из года в год я обхожу республики Северного Кавказа и Закавказья, встречаюсь с уникальными людьми, посещаю достопримечательности рукотворные и природные, привожу из этнографической экспедиции тысячи снимков и пишу книги для тех, кто хочет узнать и готов полюбить Кавказ. Моя цель — найти позитивный материал. Шесть лет назад, путешествуя по Дагестану, сравнивал себя с пчелой, кропотливо собирающей нектар. Годы идут... На пчелу теперь явно не похож... По комплекции — скорее шмель.

Из пыльцы, нектара шмель тоже вырабатывает мёд, но уже в меньшем объёме.

Мёд — полезный, вкусный, сладкий продукт, хотя и чуть с горчинкой (без горчинки — это эрзац-подделка). Многие ингуши изумлялись, почему я не собираюсь писать о вещах негативных, зачем и кому, мол, нужны эти «потёмкинские деревни», эти лубочно-пырьевские картинки и лакировка действительности, отчего категорически отказываюсь писать про политику? Объяснял им, повторю и читателям: политика, на мой взгляд, лишь ожесточает, озлобляет, ссорит людей. Когда мы говорим, думаем о позитиве, о духовном, нравственном, мы, словно аккумулятор, получаем зарядку, и наоборот... Негатива о Кавказе хватает и без меня... Для того, чтобы написать «чернуху», нет нужды тащиться за тысячи километров киселя хлебать, знакомиться с краем подворно. Негатив можно состряпать, черпая из воображения, как Вася — мой сосед. Часто в разговоре с ингушами я выступал в качестве адвоката, яростного защитника местных адатов, нравов... Чудеса! Вроде должно быть наоборот. Очевидно те плюсы в менталитете кавказских народов, ингушей в частности, которые идут из глубины веков — туда даже страшно заглядывать, какая глубина! — въелись в пот, кровь местного населения... Этих очевидных преимуществ сами кавказцы порой не замечают, настолько свыклись со своими традициями. Благородные черты, кодекс чести Эздел для ингушей, как нечто, само собой разумеющееся. Как воздух! Бесцветный, без запаха, невесомый... То, что он целебный, животворящий, становится понятно лишь когда на шланг наступят и подачу кислорода перекроют. Свежему человеку изнутри эти плюсы хорошо заметны. Не со стороны, а именно изнутри, как мне...

Другое дело, саму задачу по написанию путевых заметок это не упрощает.

Работа на «четвёрку/хорошо» не нужна ни ингушскому народу, ни мне, никому. Время такое... Космическое. Самодеятельность, «два прихлопа, три притопа», остались в прошлом. Книга будет называться «Ингушетия (Дневник поездки). Она должна стать лучшей в мире!.. Тогда про уникальный народ узнают все, и судьба ингушей изменится к лучшему. Я буду стараться изо всех сил, но в одиночку такой вес не поднять. Поэтому всех мусульман при встрече я призывал во время намаза не отвлекаться на второстепенные дела, не надоедать Аллаху житейскими просьбами, а просить-умолять, чтобы книга эта ОБ ИНГУШЕТИИ стала ЛУЧШЕЙ В МИРЕ. Ведь если читать Аятуль-Курси, дуа [3] не останется без ответа. А если ВСЕМ ИНГУШАМ просить об одном, дуа не останется... без ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ответа.

Что из всего этого получилось в итоге, решать вам, дорогие читатели.

 

Фото: Дуа с просьбой сделать книгу «Ингушетия (Дневник поездки)» лучшей в мире; город Сунжа;

 

Примечания:

[1] Дувцар — (инг.) рассказ.

[2] Губерман Игорь Миронович, поэт.

[3] Дуа — мусульманская молитва.

 

 

ПЕРВОЕ СЛОВО НА ИНГУШСКОМ

Дувцар

 

Если ты знаешь ингушский язык, уживёшься с любым народом.

ГIалгIай мотт хьона хой, моллагIча наха юкъе товргва хьо.

Ингушская пословица

 

А начался мой тур по Ингушетии в селе Мужичи.

Несколько лет ученики, педагоги местной школы участвуют в конкурсе «Купель», давно приглашали в гости, вот и решился. Первым делом — понятно! — познакомился с руководителем образовательного учреждения (как говорится, дедовщину никто не отменял).

Директор ГКОУ «СОШ с.п. Мужичи» Т.С. Бесаева филолог по образованию. Как и у всех горянок, рабочий день у директора сельской школы начинается задолго до школьного звонка. Каждое утро, изо дня в день, Тамара Суламбековна выполняет традиционную женскую работу хозяйки дома, хранительницы очага…

А после, сменив форму одежды на официальную, служит святому делу — делу Знаний.

 

    

 

Встреча мне понравилась, но логичнее дать слово принимающей стороне.

Весть о том, что в школу приезжает настоящий писатель, разлетелась моментально и повсеместно. К встрече, естественно, готовились, ребята выучили отрывки из произведений писателя, волновались… Но волнения в миг улетучились, когда к детям вышел свой парень в привычной для кавказцев тюбетейке. И этот, казалось бы, незначительный штрих, сделал его своим, родным, близким, дорогим. Встреча плавно перешла в доверительную беседу, которой сегодня, в этой суетной будничной жизни, не хватает всем: и детям, и взрослым.

Отзывы участников:

 

• Ахмед Гандаров, 7 класс: «…Беседовал, словно знал нас давно, видел каждый день, и мне показалось, что он никогда не ругает детей».

• Марет Шафаудиновна Хамхоева, учитель английского языка: «Творчество А. Костюнина — как злоба дня. Сегодня, когда боль чужая как бы «вне контекста», рассказы возвращают нас к человеку, к его боли, страданиям… Ну, просто “своевременные мысли”».

• Айна Муссаевна Аушева, заместитель директора по ВР: «Александр Костюнин — Человек Мира. Для него не существует ни национальностей, ни возрастов, ничего лишнего, что не имеет отношения к Человеку, к его душе. У меня остались самые добрые воспоминания о встрече. Пусть их будет больше».

• Мовсар Гайтукиев, 11 класс: «Покорён тем, с какой любовью он пишет о Кавказе. Как только сказал: «Ассалам-алейкум», — сразу вспомнились слова Юлия Цезаря:«Пришёл, увидел, победил». Так и есть.

 

    

 

Живые глаза детей, вопросы с места, лезгинка, с блеском исполненная юными горянками и джигитами, общение в классе, уже в более тесном, уютном кругу (это фото я называю «Ленин и дети»). Всё замечательно! Но ярче других запомнился мне такой эпизод...

………………………..

 1    2    3    4

Рассказы и повести«Дагестан»«Абхазия: война и мир» — «Ингушетия» — Статьи, эссе, заметкиСказки

Об авторе. Содержание раздела. «Земное притяжение», повесть

Александр Костюнин. Ингушетия. Е-книга в формате PDF, размер zip-файла 11 Мб

Загрузить!

Всего загрузок:

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com