ИнтерЛит в мире.

ИнтерЛит в Европе


Электронные книги «ИнтерЛита»

Дом Берлиных — литературно-музыкальный салон

Республиканский научно-практический центр «Кардиология»

OZ.by — не только книжный магазин

Александр КАРПЕНКО


 

МОЗАИКА-ЖИЗНЬ
О новой книге Кирилла Ковальджи

Кирилл Владимирович Ковальджи написал большую книгу про большую жизнь. Оказалось, что и Кирилл Владимирович, и я учились в Литинституте в одном и том же семинаре — у Евгения Долматовского, просто в разные годы. Мне было приятно прочесть тёплые слова о нашем общем мэтре. Но книга поэта Кирилла Ковальджи многим читателям будет интересна не только «мемуарной» своей стороной. Кирилл Владимирович в своей книге «повенчал» новеллы и воспоминания, мимолётные мысли и глубокие философские размышления. Причём он не перемешал эти жанры, как винегрет, а. наоборот, расслоил, разбил на четыре неравнозначные и вполне самостоятельные части. Чем больше я читаю эту книгу, тем больше нахожу в ней «розановского», «опавших листьев». То была великая в своей простоте книга недооценённого у нас писателя.

Ребёнок, развлекаясь постижением мира, собирает картонную мозаику из узорчатых элементов. Его задача — собрать цельную картинку. Чем же тогда является мозаика взрослого человека? Фрагментами памяти, не сдавшимися забвению? У нас фрагментарность произведения почему-то считается чуть ли не «недоделкой». Между тем, значительная часть древнегреческой философии дошла до нас именно во фрагментах, клочках мозаики. Тем не менее, даже в этих клочках уверенно просвечивает макрокосм. Потому что великая философия может быть спрессована до маленького «фрагментика». Например, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это понимает и Кирилл Владимирович Ковальджи. Поэтому повествование у него в «Моей мозаике» то сжимается, то разжимается. Поэт имеет своё лицо и в «последней, самой маленькой матрёшке». Он «разбирает» на более мелкие части не только прошедшую жизнь, но и самого себя — человека, мыслителя, писателя. Но при этом предупреждает читателя: «Весь я — только в совокупности всех «матрёшек», на которые только что себя разобрал...»

Что запомнилось в частностях, при чтении? Что побуждало меня задуматься? Очень умная книга. Кирилл Ковальджи по мировосприятию родствен Пушкину. Чтобы не быть голословным, скажу, почему. Пушкин никого не учил, и был одинаково распахнут и к царю, и к декабристам, хотевшим его свергнуть. Вселенскость. Всеобъемлющая человечность. Кирилл Ковальджи одинаково приемлет и левых, и правых, и классический стих, и авангардный. Но всегда имеет собственное мнение.

Что поражает в книге Кирилла Ковальджи? Что бросается в глаза? Корректность в изображении исторических персонажей. Хотя так велик соблазн раздать всем сёстрам по серьгам! И редкие мемуары обходятся без этого.

Кого выбирает время? Из сотен, тысяч писателей и поэтов? Тех, кто «не делает разницы» между жизнью и словом. Те же, которые в жизни одни, а в поэзии — другие, «пролетают, как фанера над Парижем». Слиянность судьбы и музыки стихов. Пример — Блок. Такого поэта тоже могут «потерять» на время из виду, но ненадолго. Одно из прозрений Кирилла Владимировича.

Относительность времени, истории. 14-летний Кирилл изучает в школе убийство Цезаря заговорщиками. 1944 год. Рядом происходит освобождение Европы советскими войсками, но оно проходит мимо сознания школьника. Цезарь в голове подростка «перевесил» и Сталина, и Гитлера. Удивительное наблюдение! Вот и явление Христа осталось почти неупомянутым в хрониках, за исключением евангелий. Осевое время. Параллельность живых миров.

 

Кирилл Владимирович Ковальджи — человек-глыба. Простота и общительность только придают ему шарму. Он обо многом успел подумать. «Податливость при большой воле».

 

«Моя мозаика» — очень хорошая книга. Из тех, которые впоследствии становятся «настольными».

 

Александр Карпенко

Взято с сайта «Союз Писателей Москвы»

«Джен, джин-тоник русской поэзии». О поэзии Евгении Джен Барановой

Александр Карпенко. «Людмила Осокина. “Халупа”»

О книге Юрия Влодова «Летопись»

«Мозаика-жизнь». О новой книге Кирилла Ковальджи

Сутулов-Катеринич. Антология русской поэзии-XXI: размышления после презентации

ЛирикаСтихи для детейРассказы —  Эссе — Статьи, критика, рецензии

Вера Бутенко-Трубецкая. Евгения Джен Баранова и Александр Карпенко в проекте «45-го калибра» «Музыка во льду»

Об авторе

Компании поставщики новогодней продукции, о компании www.mag-2000.ru. . Оферта на портале поставщиков что такое портал портал поставщиков.

Для отправки произведений, вопросов и предложений щелкните по конверту:
Перед отправкой произведений ознакомьтесь с Правилами Клуба!

СПАСИБО!

 


Использование материалов сайта возможно только с согласия автора и с указанием источника:
ИнтерЛит. Международный литературный клуб. http://www.interlit2001.com